Условия формирования и развития психологической компетенции педагогов в ДОУ
- Подробности
- Создано: 21.12.2023 20:42
Менькова О. Г. (г. Мурманск, МБДОУ г. Мурманска №41, заведующий)
Одной из основных задач нашего ДОУ является создание условий для повышения уровня психолого-педагогической компетенции педагогов в организации.
Профессиональный педагог должен быть и профессиональным психологом. Прежде всего, педагог должен понимать свои сильные и слабые стороны, т.е. владеть самооценкой.
Уровни психолого-педагогической компетентности [1]:
1. Педагогический такт - соблюдение педагогом принципа меры.
2. Знать возрастные особенности.
3. Любить детей.
4. Неравнодушие в результатах своей профессиональной деятельности.
5. При организации образовательного процесса мотивировать воспитанников на восприятие знаний, управлять их эмоциональном состоянием.
6. Должен владеть организаторскими способностями, речевыми навыками, устанавливать коммуникативные связи при взаимодействии с детьми и родителями.
7. Иметь способность к сотрудничеству, а именно слушать и слышать других.
В повышении психолого-педагогической компетентности педагогов огромную роль играет взаимодействие со всеми специалистами ДОУ.
Ученые считают, что если педагог возьмет за правило учитывать и применять все приведенное выше, то психолого-педагогическая компетентность сформируется у педагога достаточно быстро и ему будет легче в профессиональной деятельности. Это послужит развитию творческой индивидуальности, формированию восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде. [2]
Одной из особенностей нашего детского сада является группа с круглосуточным режимом, пребывание детей с понедельника по пятницу. Это накладывает большую ответственность на весь коллектив ДОУ, что накладывает ответственность в организации и создании комфортной психологической атмосферы, и в данной ситуации, как никогда важен учет индивидуальных особенностей детей. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал заботу, внимание, доверие со стороны взрослых. Педагоги и работники детского сада создают условия, которые позволяют в детском саду чувствовать себя как дома, в родной семье.
С 2014 г. наш ДОУ ведёт сотрудничество с «ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД» (Государственное Областное Бюджетное Учреждение Социального Обслуживания Населения «Мурманский Центр Социальной Помощи Семье и Детям»). Они привозят к нам детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которым нужен особый подход, внимание, поддержка. При тесном взаимодействии со специалистами учреждения социальной направленности ежегодно для более 15-ти дошкольников создаются особые психолого–педагогические условия с целью реабилитации и успешной дальнейшей социализации в обществе сверстников.
При взаимодействии с ГОБУ «Мурманский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Ровесник», все педагоги и специалисты ДОУ прошли курсы повышения квалификации по дополнительной программе «Особенности работы в условиях образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также воспитанниками/выпускниками замещающих семей», это способствовало развитию профессиональной психолого-педагогической компетентности.
Хочется отметить, что педагоги нашего учреждения свободно владеют психологическими знаниями и умениями, это позволяет им включить ребенка в систему межличностных отношений, дать нравственную оценку поступку, понимать ребенка, разбираться и находить ответы, которые волнуют его на данном этапе его жизненного пути, устанавливать социальный статус воспитанника, его отношения с другими людьми и изменять их в желательном направлении, принимать решения, связанные с разрешением воспитательных проблем (конфликтов), обеспечивать рефлексию ребенка нравственной стороны поведения. (скачать)
Список литературы
1. Воронько Г. Психологическая компетентность педагога. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога//https://mylandrover.ru/fuel-system/psihologicheskaya-kompetentnost-pedagoga-kriterii-professionalnoi-kompetentnosti-pedagoga-psihologa.html
2. Исадченко О. Повышение уровня психологической компетентности педагогов через учет особенностей индивидуального стиля ребенка//https://www.maam.ru/detskijsad/-povyshenie-urovnja-psihologicheskoi-kompetentnosti-pedagogov-cherez-uchet-osobenostei-individualnogo-stilja-rebenka.html