Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых технологий

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Александрова Виктория Николаевна, воспитатель МБДОУ г. Мурманска №41

Аннотация: В статье раскрывается актуальность проблемы воспитания экологической культуры у дошкольников через использование игровых технологий.  

 Ключевые слова: экологическая культура, игровые технологии.

 В современных условиях, когда экологическое состояние планеты вызывает большое количество опасений, вопросам экологического воспитания молодого поколения уделяется особое внимание.

 Доказано, что основы экологическо-нравственного поведения закладываются с дошкольных лет, поэтому начинать формировать бережное отношение к природе так важно в это время. Перед педагогами дошкольных учреждений стоит непростая задача выбора методов и приемов, способных максимально упростить эту задачу и добиться высокой результативности. [1]

 В качестве одного из доступных и простых средств экологического воспитания, несомненно, является игра. Каждому известно, что играть дошкольникам всегда интересно и никогда не надоедает, ведь это ведущий вид их деятельности. Поэтому использование игровых технологий занимает ведущую позицию при планировании воспитательно – образовательного процесса.

 Играя, дети, сами того не замечая, учатся проявлять заботливое отношение к природе, запоминают правила рационального поведения в ней.

 Разновидностей игр с экологическим содержанием довольно много, и каждая из них становится мощным средством формирования любви к природе. Рассмотрим те, что стали фаворитами в нашей практике.[2]

 Первое место, без сомнения отводится дидактической игре. Ее преимущество состоит в наличии сразу двух важных задач: учебной (познавательной) и игровой (занимательной). В своей практике мы используем 3 основных вида дидактических игр:

 1.  С природным материалом. Для этой цели подходят мелкие камешки, опавшие листья, семена растений, сухоцветы. Дети с радостью включаются в создание картин из природных элементов, составляют коллажи из листьев, собирают гербарии.

 2.  Настольно-печатные игры. Сегодня, в век цифровых технологий, каждый педагог имеет возможность создавать свои дидактические игры и распечатывать их. Подобных игр в нашем арсенале скопилось великое множество. Их мы используем и на занятиях, и предоставляем детям в свободный доступ. Самыми любимыми для наших воспитанников стали следующие: «Мемори» («Полевые цветы», «Деревья и кустарники», «Фруктовое ассорти» и др), «Лото» («Съедобные и несъедобные грибы», «Лекарственные растения» и др.), логические игры («Пищевая цепочка» и др).

 3.  Словесные игры. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы использует их особенно часто. Дети с удовольствием рассуждают «Что будет, если… (пропадут растения, исчезнет питьевая вода, не убирать мусор и т. д)», перечисляют объекты природы и демонстрируют их действия («Кто ползет, а кто летает», «Я знаю 5 названий… (насекомых, овощей, садовых цветов и др)) и т.д.

 Следующая категория игр - подвижные. Очень нравятся детям игры по типу «Раз, два, три, к дубу (липе, березе, клену) прибеги!», «Кто быстрее найдет дерево» и др.

 Вызывают интерес и хороводные игры с элементами театрализации. Так, водя хороводы вокруг березы, дети вспоминают и воспроизводят народные песни, демонстрируют руками покачивание листвы («Берёзка зелёненькая, весной весёленькая, среди поля стоит, листочками шумит»). [2]

 Отметим и положительный эффект от сюжетно – ролевых игр. Именно в них можно отработать навык экологически грамотного поведения в природе. В пример приведем следующие игры: «Юные экологи», «Семья на природе», «Приют для безнадзорных животных» и др.

 Подводя итоги, хочется отметить, что использование игровых технологий доказывает свою эффективность и становится мощным педагогическим средством на пути к воспитанию достойного гражданина, любящего природу и рационально использующего ее богатства. (скачать)

 Список информационных ресурсов

 Методическая литература:

 1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: «Академия»,1999.

 Электронные ресурсы:

 1. Михайлова Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей

 дошкольного возраста / Л. С. Михайлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32020/  

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить