Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Артемьева Валерия Михайловна учитель – дефектолог МБДОУ г. Мурманска №41

 

.... в ДОУ в рамках повышения психологической компетенции воспитанников с ОВЗ    (скачать)

 

 Тема взаимодействия учителя-дефектолога и педагога-психолога со временем становится всё более актуальной. Целью сотрудничества педагога-психолога и учителя-дефектолога является: создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.   

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, бедностью содержания коммуникативной, игровой и творческой деятельности.

 У детей при нормальном интеллекте, имеющих логопедические проблемы, зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности, снижается объём запоминания и воспроизведения материала, внимания становится неустойчивым, психические процессы истощаются, снижается уровень обобщения и осмысления действительности. У детей появляются сложности со связной речью. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

 Такие дети нуждаются в особых психологических и коррекционно-педагогических условиях развития и обучения.

Коррекционно-развивающий процесс предполагает исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

 Основная задача специалистов обеспечить каждому ребенку с нарушениями интеллекта максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно- воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

 Целью совместной работы учителя-дефектолога и педагога-психолога является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Общие задачи:

 ·     Создать модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов, как условие интеллектуального и личностного развития ребенка.

 ·     Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

 ·     Разработать систему работы и формы взаимодействия дефектолога и психолога в условиях дошкольной образовательной среды.

 Совместная работа педагога-психолога, учителя-дефектолога начинается уже на этапе первичного обследования ребенка. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Каждый из специалистов принимает участие в обследовании ребенка на своем уровне. Выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога: проведение и обсуждение результатов диагностики

 Обследование детей выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом, низкой умственной и физической работоспособностью.

 На первом этапе работы предполагают решение следующих задач: дать понять каждому ребенку, что его ценят, уважают; помочь преодолеть изолированность, вызвать положительные эмоции от общения с детьми и взрослыми; создать эмоциональный настрой на совместную работу; сформировать чувство собственного достоинства; умение поддержать атмосферу радостного, делового общения. На втором этапе занятие включает психогимнастику, сплочение группы, задания на формирование фонематического слуха формирование грамматического строя речи. Так же включены: артикуляционная гимнастика, логоритмика, релаксация, игры или предметно-практическая деятельность. Смена деятельности необходима для поддержания интереса и активного участия ребенка в коррекционно-реабилитационном процессе.

Для того, чтобы повысить эффективность и исключить прямое дублирование, необходимо при коррекционной работе решение следующих задач: педагог-психолог формирует навыки познавательной деятельности; учитель-дефектолог их закрепляет. Свою работу педагог –психолог строит в тесной взаимосвязи с лексическими темами учителя-дефектолога.

Коррекцию интеллектуальных нарушений осуществляет учитель-дефектолог.

Задачи учителя дефектолога:

 ·       Углубленная диагностика развития познавательной деятельности ребенка.

 ·       Систематическая коррекционная и развивающая работа с детьми в соответствии с их индивидуальными программами по следующим направлениям:

 -     развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

 -     развитие речи;

 -     развитие моторики;

 -     развитие математических способностей;

 -     расширение кругозора.

 ·       Прослеживание динамики развития детей.

 ·       Оценка интеллектуальной готовности к обучению в школе.

 ·       Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

 ·       Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества проведения ими работы с детьми.

 У детей со стороны эмоционально-волевой сферы наблюдается повышенная возбудимость или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение и взаимодействие не будут эффективным, если его участники не способны управлять своими эмоциями.

 Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей с ОВЗ. Разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

 Совместная деятельность специалистов особенно важна в работе с детьми с нарушениями в развитии, так как психолог и дефектолог не только могут совместно осуществлять психолого- педагогическое сопровождение детей данной категории, но и грамотно скоординировать работу всех педагогов и воспитателей ДОУ, родителей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

 Достижение эффективности в коррекционно – воспитательной работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

 Таким образом, тесное взаимодействие специалистов позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей. Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-дефектолога в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы в коррекционно-реабилитационном процессе. Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей, обеспечение их полноценного участия в жизни общества.

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить