Использование территории дошкольного образовательного учреждения как образовательного пространства в развитии дошкольников

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Милецкая Оксана Николаевна, заместитель заведующего детским садом МБДОУ г. Мурманска №46

 (скачать)

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования четко определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания.

Поэтому педагогам необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. От того какие условия мы создадим для познавательного развития ребенка зависит какими знаниями он будет обладать. Именно поэтому очень важно, чтобы всё окружающее пространство, и в группе, и на участке несло смысловую и функциональную нагрузку, обучало, развивало и радовало.   

Мы посчитали, что создание экологической тропинки на территории ДОУ будет эффективным средством не только формирования у дошкольников практической, исследовательской деятельности в природных условиях, но и в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе.

В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, альпийская горка, различные виды деревьев, растения огорода, теплица и др.

На протяжении маршрута экологической тропы 23 видовые точки, т. е. остановок для экскурсантов, где дети могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы.

На маршруте создан небольшой водоем с водными растениями и животными. Это дает положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.  

Традиционно выделили участок для посадки лекарственных растений.  

Красиво цветущие растения подобраны таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения».

Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

Организация работы с детьми

Для организации работы на экологической тропинке нами разработан специальный «Паспорт экологической тропинки».

Содержание паспорта экологической тропинки:

1.   Цель

2.   Задачи

3.   Общие рекомендации по работе с детьми

4.   Предполагаемые результаты

5.   Конечный результат

6.   Возможные варианты работы на тропинке

7.   Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке

8.   Формы и методы работы с родителями на экологической тропике

9.   Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Экологической тропинке»

10. Видовые точки экологической тропинки.

 Хозяином экологической тропинки является Лесовичок. «Хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который дает ребятам задания, и приглашает их в гости, выбирали вместе с детьми. Он выполняет важную роль - помогает проводить занятия на тропинке. Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. В карман сказочного персонажа педагоги заранее кладутся задания для детей — просьбы Лесовичка.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Не нужно посещать все точки на тропинки сразу. Все зависит от возраста детей и целей воспитателя. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если это ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же преследуется другая цель (например, при помощи луп исследовать пень), то стоит ограничиться только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

Работа на экологической тропинке, которую проводят педагоги с детьми, многообразна и интересна. Во время путешествия по экологической тропинке дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не только смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве.

Проводя занятия на экологической тропинке, природоохранный аспект мы выделяем, как один из основных.

Видовые точки экологической тропы:

Точка 1. «Хозяин экологической тропинки Лесовичок»

Точка 2. «Смешанный лес»

Точка 3. «Смородиновый садик»

Точка 4. «Рябиновая семейка»

Точка 5. «Злаковое поле»

Точка 6. «Картофельная грядка

Точка 7. «Фитоаптека»

Точка 8. «Малинник»

Точка 9. «Теплица»

Точка 10. «Кустарники»

Точка 11. «Искусственный водоем»

Точка 12. «Пасека»

Точка 13. «Сосенка-красавица»

Точка 14. «Метеостанция»

Точка 15. «Птичья столовая»

Точка 16. «Луг»

Точка 17. «Берёзовая аллея»

Точка 18. «Альпийская горка»

Точка 19. «Клумба»

Точка 20. «Бабушкино подворье»

Точка 21. «Сиреневый палисадник»

Точка 22. «Огород»

Точка 23. «Черёмуха»

 

КАРТА - СХЕМА ЭКОЛОГИЧЕСОЙ ТРОПЫ

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить