Веселые лимерики
- Подробности
- Создано: 14.01.2024 13:00
Абрамова И.Д., воспитатель МБДОУ "Детский сад № 12 г. Кировска"
«Лимерик, как средство развития детского речевого творчества» (буклет)
Что такое лимерик? Лимерик – это шуточное короткое стихотворение из 5 строчек, в котором присутствуют бессмыслица, абсурд, сказочность, юмористичность, скрытый смысл, не явно выраженная мораль.
Кто был первым автором лимериков? Первым автором лимериков считается Эдвард Лир, чья книга переведена почти на все языки мира. Среди русских переводчиков наиболее известны нам Самуил Маршак и Корней Чуковский.
С каким видом поэтических произведений в русском народном творчестве схожи лимерики? Лимерики схожи с частушками. Ведь частушки, как вы сами знаете, это наши народные забавные песенки. Также лимерики похожи на авторские стихотворные – небылицы Корнея Чуковского, например:
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами
Характеристика лимерика:
Ø Лимерик — это стихотворение из пяти строк, которое рифмуется следующим образом:
- Первые две строчки рифмуются между собой.
- Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
- Пятая содержит вывод и не рифмуется или рифмуется с первой.
Ø По содержанию лимерик строится по следующей модели:
1 строчка: Жил – был (объект)
2 строчка: Сравнение или указание на свойство объекта
3 и 4 строчки: Действие или взаимодействие с другими объекта
5 строчка: Вывод (утверждение или мораль).
Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.
Жил-был Незнайка
Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать уже с четырёхлетнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
1. «Складные картинки»
Цель: формировать умение детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.
Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается
законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.
Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.
2 .«Придумай рифмованное слово»
Цель: развивать умение детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.
Ход: воспитатель называет какое - либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.
Пример: воспитатель говорит «миска», дети добавляют: «Киска, мурыська, сосиска»
Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.
Цель: упражнять детей в составлении рифмованных строчек по заданному словосочетанию.
Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом «Жил-был кто-то и был похож на что-то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.
Пример: «Жил-был рак и был похож на мак». Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак). В качестве усложнения между словами «Жил-был» и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый
мак). Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.
4. «Составление лимериков»
Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.
Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки, используя модель составления лимерика:
Жил-был объект
Какой?
Что делал?
С кем общался?
Вывод
Воспитатель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка – синичка, бежала – лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.
Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель.
Такие занятия можно начинать с детьми 4,5 лет. В процессе составления лимериков воспитатель должен учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов.