Советы психолога родителям "Детские страхи"

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Зубарева Т.В., заведующий, Дегтяр Л.В., старший воспитатель МДОУ детский сад N 100 г. Кола

Детские страхи

         Страхи переживаются взрослыми и детьми. В детском возрасте они могут оставить отпечаток на формирования личности. Происходит это из-за того, то опыт общения, манипуляций с предметами у ребенка очень мал, а знания об окружающем мире отсутствуют или недостаточны.

         Список детских страхов длинен и разнообразен. Одни боятся темноты и когда их оставляют дома одних, другие - собак больших и маленьких, третьи - катастроф, аварий, пожаров, четвертые - врачей или парикмахеров. Кто-то боится вымышленных монстров из фильмов ужасов, а кто-то - реальных обидчиков из своего класса.

           Нередко источники страхов - мы, взрослые, родители и учителя, грозящие наказаниями. Прибавьте сюда телевидение, смакующее криминальные новости, ужасы военных конфликтов и подробности взрывов.

 

Возрастные страхи таблица скачать

Возраст

Возрастные страхи

0 – 6 месяцев

Любой неожиданный громкий звук; быстрые движения со стороны другого человека; падение предметов; общая потеря поддержки.

7 – 12 месяцев

Громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.); любые незнакомые люди; смена обстановки, одевание одежды и раздевание; отверстие стока в ванной или бассейне; высота; беспомощность перед неожиданной ситуацией.

1 – 2 года

Громкие звуки; разлука с родителями; любые незнакомые люди; отверстие стока ванны; засыпание и пробуждение, сновидения; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

2 – 2,5 года

Разлука с родителями, отвержение с их стороны; незнакомые ровесники; ударные звуки; ночные кошмары; изменение в окружающей обстановке; природные стихии (гром, молния, град и др.).

2 – 3

года

Большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Майдодыр и др.); неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника); исчезновение или передвижение внешних объектов. 

3 – 5 

лет

смерть (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение бандитов; огонь и пожар; болезнь и операция; природные стихии; ядовитые змеи; смерть близких родственников.

6 – 7 

лет

Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.); потеря родителей или страх потеряться самому; чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.); школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка); физическое насилие.

7 – 8 лет

Темные места (чердак, подвал, и др.); реальные катастрофы; утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.); опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни; физическое наказание и непринятие в школе.

8 – 9 лет

Неудачи в школе или игре; собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими; физическое насилие; ссора с родителями, их потеря.

9 – 11 лет

 

Неудачи в школе или спорте; заболевания; отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.);  высота, ощущение верчения (некоторые карусели); зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)

11 – 13

 лет

Неуспех; собственные странные поступки;недовольство своей внешностью;  сильное заболевание или смерть; собственная привлекательность, сексуальное насилие; ситуация демонстрации собственной глупости; критика со стороны взрослых; потеря личных вещей. 

 

Способы коррекции детских страхов

Помогите ребёнку воспользоваться своим воображением. Благодаря воображению дети видят чудовищ, прячущихся в темноте, или верят в то, что реально существующее животное или микроб внезапно накинется на них. Hо, они также могут прибегнуть к своему воображению, чтобы победить эти страхи. Пусть ребенок вообразит что-то, чего он боится, скажем, темную комнату или собаку, и затем представит себе, что он входит в эту комнату или подходит к собаке и не происходит ничего ужасного. Он должен повторить это мысленно несколько раз, до тех пор, пока страх не исчезнет.

Делайте это в действительности. После того, как ребенок попрактиковался в победе над своими худшими страхами в воображении, помогите ему сделать то же самое в реальной жизни, но очень постепенно. Создайте ситуацию, при которой ребенок чувствует себя уверенно, полностью контролируя происходящее. Если ребенок боится животных, например, пойдите с ним в магазин, где продаются животные, но сначала предложите ему посмотреть через стекло.

Прочитайте об этом. Ничего не может быть лучше для подавления страхов, как реальных, так и воображаемых, чем подробная информация. Если ребенок боится пауков или насекомых (или каких-то физических явлений), он может прочитать о них в книге.

Успокойте ребенка. Детям нужно объяснить, что у них нет оснований бояться того, что наводит на них страх, например, относительно болезни или смерти: "Что случится, если я потеряю свою маму? “А что, если я заболею и умру?”. Когда ребенок выражает такие страхи, вы можете ему ответить объяснением, насколько мала вероятность такого события. Кроме того, полезно убедить ребенка, что это ваша забота беспокоиться о таких вещах, а не его.

Вооружите ребенка электрическим фонариком. Когда приходит время ложиться спать, ужасные ночные чудовища якобы появляются, чтобы наводить страх на маленьких беззащитных детей в их кроватях. Поэтому надо, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя беззащитным - дайте ему его собственный электрический фонарик, который символизирует контроль. Даже если ребенок им не воспользуется, он знает, что фонарик находится рядом и его можно включить в любое время.

Привлеките на помощь плюшевого медведя. Попросите ребенка выбрать игрушку, которая ему нравится, и назначить своим защитником. Это тоже даст ребенку ощущение контроля над вещами, которых он боится.

Контролируйте что смотрит ваш ребенок по телевидению. По телевидению сейчас показывают много пугающего, и вам не следует соглашаться с тем, чтобы испуганный ребенок смотрел передачи, в которых показывают кровопролитие, запугивание и насилие.

Пользуйтесь упражнениями на расслабление. Глубокое дыхание и мысленное воображение какого-нибудь тихого спокойного места может помочь вашему ребенку расслабиться и испытывать меньше страха. Дети используют эти методы лучше, чем взрослые - пусть ваш ребенок представит, что он плывет на облаке или лежит на морском берегу, что-нибудь спокойное и доставляющее удовольствие.

Установите ограничения. Часто чудовища, которых боятся дети - это они сами. Ночные страхи особенно символичны и показывают то, что происходит в жизни детей. Если поведение детей не поддается контролю днем, они могут подумать, что им нужна защита от чудовищ ночью. Им нужна лучше организованная жизнь и больше дисциплины, под которой подразумевается защита от собственной агрессивности. Если им разрешается бить своих родителей или не соглашаться с их мнением - а ведь они считают, что родители всемогущи - вполне вероятно, что они будут испытывать ночные страхи. Контролируя поведение своих детей, вы можете помочь им успокоить эти страхи.

Рассказывайте специальные вечерние истории перед сном. Поскольку дети боятся главным образом вещей которых они не могут контролировать, рассказывайте им вечерние истории о героях, которые добились побед в трудной борьбе или преодолели свои страхи, о том, как кто-то справился с вещами, которых он боялся и сумел добиться того, о чем он даже не мечтал.

Рекомендуется оставлять ребенку на ночь ночник. При этом надо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого с ним никогда не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, более слабому, на помощь. И реально поможете! А страдания трусишки надо по-возможности облегчать - если чего-то боится, то постараться избегать этих ситуаций. Из игр предлагать, например, такую. Попросить ребенка нарисовать то, чего он боится (ненавязчиво, в игре), а потом постараться найти в изображении что-то карикатурное, смешное и посмеяться вместе над ним, а не над ребенком. Можно разыграть сценки с детскими страхами с куклами, так чтобы становилось в конце понятно, что бояться-то было нечего.

 Литература:

1.     Сайт для умных родителей «Твой ребенок» http://www.tvoyrebenok.ru/detskiy_strah.shtml.

2.      Сайт АУ ТО ДПО «Областной центр «Семья» http://centr-semya72.ru.

3.      Журнал «Школьный психолог» http://psy.1september.ru/article.php?id=200002503

 

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить