Игры с куклами в раннем возрасте
- Подробности
- Создано: 15.12.2018 18:49
Кашина Татьяна Александровна, воспитатель МАДОУ г. Мурманска № 21
Дети очень любят играть, игра – ведущий вид деятельности малышей. И неизменным спутником ребенка с первых дней жизни становятся игрушки. Игрушки специально создают взрослые, в воспитательных целях, чтобы подготовить малышей к вхождению в жизнь. Игры выступают для детей, как предмет забавы, развлечений, радости.
Кукла – самая древняя и популярная игрушка. Кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является, как бы другом ребенку. Дети 2-3 лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: учат куклу ходить, кормят, укладывают спать, купают. Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых – проходит отработка простейших жизненных навыков.
Отдельные игровые действия (например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить – укладывать спать). Поначалу цепочка игровых действий осуществляется хаотично: ребенок может укладывать куклу спать, потом снова кормить ее. С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика (кормить - укладывать спать), затем цепочки становятся более продолжительными ( готовить обед – кормить - укладывать спать), обогащается содержание игры (готовить обед для куклы и ее подружек – самостоятельно сервировать стол- кормить всех кукол- укладывать спать под колыбельную).
В результате игровых ситуаций с куклой, у детей формируется представление о том, что кукла – такая же, как девочка. У нее есть лицо, глаза, нос, рот, руки, ноги. Она может ходить, сидеть, говорить. Когда кукла падает – ей больно, она плачет, ее надо пожалеть. Куколку можно покатать на коляске, машинке, уложить спать в кроватку. Ребенку показывают и поясняют, что он сильный и добрый, а кукла – маленькая и слабая, ее надо беречь и жалеть, обращаться с ней ласково и внимательно. Необходимо, чтобы кукольный уголок был не «хранилищем безымянных кукол, а «местожительством дружной кукольной семьи».
Игра-ситуация «Знакомство с куклами»
Задачи: расширять представления детей о возможностях игры с куклой, воспитывать бережное отношение к кукле.
Содержание игры
Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывая любопытство играющих рядом детей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Таня. Вы хотите с ней познакомиться?» Кукла Таня знакомится со всеми куклами.
Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Таней. Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Кате чай, пересадить куклу Машу поближе к окну, угостить куклу Олю пирогом.
Таким образом, дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы педагога: «Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?»
Игра-ситуация «Оденем куклу Таню на прогулку»
Задачи: обогащать игровой опыт детей, закреплять знания о предметах одежды.
Содержание игры
Воспитатель «замечает» сидящую куклу, с которой недавно играл ребенок.
Педагог обращается к кукле: «Таня, тебе пора гулять? Смотри, Саша, уже несет тебе одежду. Саша, Таня хочет пойти на прогулку. Ты поведешь ее гулять? А ваши дети, Катя и Маша, собираются на улицу? Что им надеть?»
Воспитатель смотрит в окно и говорит, что на улице холодно.
Дети начинают одевать своих кукол. Педагог спрашивает, не надо ли «дочкам» взять с собой рукавички, санки; затем одевает «свою» куклу Таню и, являя своей игрой образец, исподволь влияет на игру детей.
Игра-ситуация «Готовим для кукол обед»
Задачи: воспитывать интерес к совместной игре, стимулировать речевую активность, дать детям элементарное представление о понятиях «продукты, овощи».
Содержание игры
Воспитатель обеспокоенно говорит ребенку: «Скоро Таня придет с прогулки, надо подумать, чем ее накормить. Чем ты свою дочку будешь кормить? Свари суп. Я знаю, твоя дочка любит суп». Воспитатель и ребенок «варят суп».
Педагог спрашивает, из чего ребенок будет варить суп, и предлагает сварить картофельный суп: положить в него картошку, морковь, лук. Побуждает ребенка действовать, подражая взрослому и самостоятельно.
Воспитатель говорит детям: «Солнышко спряталось, моя дочка пришла с прогулки. Как раскраснелись ее щечки! Стоит моя Таня и улыбается. Таня, где ты была, что делала? Таня каталась с горки на санках. Катя, а твоя кукла Маша, где играла? На площадке играла в снежки. Понятно. Раздевайтесь, дочки.
Саша, если твой зайка уже разделся, помоги мне, отнеси в шкаф Танину одежду. Вот спасибо! Катя, у тебя кукла Маша тоже разделась? Какие грязные руки у наших дочек! Немедленно мыться! Катя, вот кран, умывайся. Водичка теплая, приятная. Тане нравится умываться. Все умылись? Можно идти в игровую комнату. Скоро обед.
Девочки, давайте накрывать на стол.
Игра-ситуация «Сервируем стол»
Задачи: воспитывать интерес к совместной игре, закреплять знания о предметах посуды, способствовать освоению диалоговой речи.
Содержание игры
Воспитатель спрашивает у детей: «Вы накрыли на стол? Где посуда?», побуждает расставлять посуду. Дети ставят посуду для своих кукол.
Воспитатель. Это тарелка, я налью в нее щи. Катя, у тебя суп остывает. Подогрей.
- Вот ложка для щей.
- Вот вилка для котлет.
- Рядом поставлю чашку с компотом.
- Я купила свежий хлеб. Вот, потрогайте. (Предлагает детям потрогать кубик вместо хлеба.)
- Мягкий хлеб? Нарежу хлеб тонкими кусочками.
- У меня все готово, а у вас, мамы?
- Света, у тебя какой компот? Яблочный? А я Тане приготовила вишневый.
- Пора звать наших деток к столу. Зови, Оля. Зови, Настя. (Обращается к кукле.) Таня, иди обедать.
Педагог и дети предлагают куклам вымыть руки и сесть за стол, повязывают куклам передники.
(скачать)