Использование элементов Орф–педагогики в логоритмике

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Козицына Софья Викторовна, учитель-логопед МБДОУ г. Мурманска №46

Использование элементов Орф–педагогики  в логоритмике

Становление речевой функции является одним из основных показателей гармоничного развития личности ребёнка. Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической ритмикой.

Логоритмика – это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых и сопутствующих нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления:
развитие речи и коррекция речевых нарушений; 
развитие неречевых процессов. 

Логопедическая гимнастика, чистоговорки, фонопедические упражнения, коммуникативные игры, мело и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения, упражнения на релаксацию это и многое другое являются составляющими логоритмики.

Логоритмика идет рука об руку с Орфпедагогикой. Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу, немецкому  ученому и педагогу, которая заключается в понимании неразрывности движения, слова и музыки в организации особого педагогического процесса.

Орф-педагогика это сфера музыкальной педагогики, где вместе с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных и социальных задач.

Ритмизированная речь занимает важное место в занятиях, стимулирует интерес детей. На занятиях с применением элементов Орфпедагогики ритмованные созвучия и речевой ритм формируют образную фантазию, вызывают интерес к самой речи, к звукообразованию, к оттенкам речевой интонации, к громкому и тихому говору, шепоту. При этом используются  детские стишки и считалочки, которые надолго запечатлеваются в детской памяти. Обращается внимание на то, чтобы  произнесение слов было ясным, речь осмысленной, интонация естественной. Следует избегать лишенного смысла монотонного скандирования слогов. Речь все время должна с опорой на дыхание. Тексты песен и  стихов могут сопровождаться соответствующими ритмизированными жестами.

Доступность  в работе с речевыми играми содержится в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве поддержки действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет и сам текст, помогающий запомнить и удержать правильный ритм.

Кроме развития чувства ритма речевые игры и упражнения служат  прекрасным средством развития интонационного слуха, открывают разнообразие динамических оттенков и темпов. 

На занятиях с элементами Орфпедагогики большее внимание уделяется развитию общей моторики. Наряду с развитием музыкального и речевого начал большое внимание уделяется развитию элементарных двигательных навыков. Двигательные упражнения могут сопровождаться звучащими жестами (хлопками, шлепками, притопами, щелчками) и тактированием ритмической и мелодической последовательности.

Инструменты, использующиеся на Орфзанятии: барабаны, ударные инструменты, ксилофоны, звучащие жесты и практически любые предметы.
Особое внимание на занятиях уделяется звучащим жестам.Звучащие жесты это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Они являются особо успешным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для  "речевых" детей. 

 

Примеры игр:
Игра «Повтори чистоговорку»

Цель: Отработка ритмической структуры слов, четкого произношения звуков в словах, развитие слуховых функций, внимания и памяти.

Ход игры:
Педагог озвучивает чистоговорку и предлагает повторить ее детям, озвучивая при этом звучащими жестами.
Например:

Су- су- су- в лесу увидели лису.
Ше-ше-ше- сидит утка в камыше.
Ма - ма - ма - на дворе зима.
Да-да-да - у меня вода.

Игра «Озвучь стихотворение»

Цель: развитие фонематического слуха, интонационной выразительности, координации движений, чувства ритма.
Предварительная работа: выучить стихотворение.
Оборудование: простые музыкальные инструменты по количеству участников, которые издают разные звуки ( шумящие, звенящие, шуршащие)
Ход игры: Детям предлагается озвучить, обыграть стихотворение при помощи звучащих жестов.
«Король Пипин»
Король Пипин был очень мал,
(2 хлопка, 2 притопа)
Он выстроил дворец.
(2 хлопка, 1 притоп)
Из торта стены заказал,
(2 хлопка, 2 притопа)
А крыша -леденец.
(2 хлопка, 1 притоп)
Из пастилы сложили печь,
(2 хлопка, 2 притопа)
И был дворец готов.
(2 хлопка, 1 притоп)
А от мышей его стеречь
(2 хлопка, 2 притопа)
Приставили котов.
(2 хлопка, 1 притоп)

Английские детские песенки в переводе С. Маршака

 Игра «Эхо»

Цель: Развитие слухового восприятия, память, развитие общей моторики.

Ход игры:
Педагог прохлопывает ритмическую последовательность, которую дети должны правильно повторить, не нарушая общего движения. В том случае, если не все дети смогли повторить ритм, педагог его снова воспроизводит. Необходимо, чтобы ритмические последовательности были простыми; темп вначале медленный, показ педагога – выразительный. Игра может проводится в движении, хлопки ритма сочетаются с шагами. Вместо хлопков можно использовать звучащие жесты.

 Иры с палочками

Цель: Развитие ритмического чувства.

Ход игры:
Дети могут сидеть по кругу или свободно располагаться по комнате. Педагог ударяет палочками ритмический рисунок, дети повторяют. Роль ведущего педагог может передать ребенку. В этом случае ритмический рисунок начинает ребенок, а остальные дети его повторяют.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить