Использование элементов Орф–педагогики в логоритмике
- Подробности
- Создано: 04.05.2019 08:07
Козицына Софья Викторовна, учитель-логопед МБДОУ г. Мурманска №46
Использование элементов Орф–педагогики в логоритмике
Становление речевой функции является одним из основных показателей гармоничного развития личности ребёнка. Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является организация занятий логопедической ритмикой.
Логоритмика – это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых и сопутствующих нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
При коррекции речевых и двигательных нарушений в логоритмике выделяют два основных направления:
– развитие речи и коррекция речевых нарушений;
– развитие неречевых процессов.
Логопедическая гимнастика, чистоговорки, фонопедические упражнения, коммуникативные игры, мело – и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения, упражнения на релаксацию – это и многое другое являются составляющими логоритмики.
Логоритмика идет рука об руку с Орф–педагогикой. Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу, немецкому ученому и педагогу, которая заключается в понимании неразрывности движения, слова и музыки в организации особого педагогического процесса.
Орф-педагогика – это сфера музыкальной педагогики, где вместе с обучением музыке решается целый ряд коммуникативных и социальных задач.
Ритмизированная речь занимает важное место в занятиях, стимулирует интерес детей. На занятиях с применением элементов Орф–педагогики ритмованные созвучия и речевой ритм формируют образную фантазию, вызывают интерес к самой речи, к звукообразованию, к оттенкам речевой интонации, к громкому и тихому говору, шепоту. При этом используются детские стишки и считалочки, которые надолго запечатлеваются в детской памяти. Обращается внимание на то, чтобы произнесение слов было ясным, речь осмысленной, интонация естественной. Следует избегать лишенного смысла монотонного скандирования слогов. Речь все время должна с опорой на дыхание. Тексты песен и стихов могут сопровождаться соответствующими ритмизированными жестами.
Доступность в работе с речевыми играми содержится в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве поддержки действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет и сам текст, помогающий запомнить и удержать правильный ритм.
Кроме развития чувства ритма речевые игры и упражнения служат прекрасным средством развития интонационного слуха, открывают разнообразие динамических оттенков и темпов.
На занятиях с элементами Орф–педагогики большее внимание уделяется развитию общей моторики. Наряду с развитием музыкального и речевого начал большое внимание уделяется развитию элементарных двигательных навыков. Двигательные упражнения могут сопровождаться звучащими жестами (хлопками, шлепками, притопами, щелчками) и тактированием ритмической и мелодической последовательности.
Инструменты, использующиеся на Орф–занятии: барабаны, ударные инструменты, ксилофоны, звучащие жесты и практически любые предметы.
Особое внимание на занятиях уделяется звучащим жестам.Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Они являются особо успешным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для "речевых" детей.
Примеры игр:
Игра «Повтори чистоговорку»
Цель: Отработка ритмической структуры слов, четкого произношения звуков в словах, развитие слуховых функций, внимания и памяти.
Ход игры:
Педагог озвучивает чистоговорку и предлагает повторить ее детям, озвучивая при этом звучащими жестами.
Например:
Су- су- су- в лесу увидели лису.
Ше-ше-ше- сидит утка в камыше.
Ма - ма - ма - на дворе зима.
Да-да-да - у меня вода.
Игра «Озвучь стихотворение»
Английские детские песенки в переводе С. Маршака
Игра «Эхо»
Цель: Развитие слухового восприятия, память, развитие общей моторики.
Ход игры:
Педагог прохлопывает ритмическую последовательность, которую дети должны правильно повторить, не нарушая общего движения. В том случае, если не все дети смогли повторить ритм, педагог его снова воспроизводит. Необходимо, чтобы ритмические последовательности были простыми; темп вначале медленный, показ педагога – выразительный. Игра может проводится в движении, хлопки ритма сочетаются с шагами. Вместо хлопков можно использовать звучащие жесты.
Иры с палочками
Цель: Развитие ритмического чувства.
Ход игры:
Дети могут сидеть по кругу или свободно располагаться по комнате. Педагог ударяет палочками ритмический рисунок, дети повторяют. Роль ведущего педагог может передать ребенку. В этом случае ритмический рисунок начинает ребенок, а остальные дети его повторяют.