Организация коррекционно-логопедической работы в ДОУ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Мамайчук Юлия Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ г. Мурманска № 46

     Коррекционно-логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями оказывается на логопунктах ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

     Содержание работы логопеда должно быть направлено на формирование правильного звукопроизношения, совершенствование слоговой структуры слова, с параллельным развитием лексико-грамматического строя, а также развитием фонематического слуха и восприятия.

Задачи

—  развитие слухового внимания;

—  выработка правильных артикуляционных укладов;

—  выработка правильного речевого дыхания;

—  развитие интонационной выразительности речи;

—  коррекция звукопроизношения;

—  развитие фонематического восприятия;

—  формирование навыков звукового анализа и синтеза;

—  обогащение и активизация словарного запаса детей;

—  формирование понятий о грамматических категориях языка;

—  развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);

—  стимулирование речевой активности детей;

—  развитие речевого общения.

 

     Формирование артикуляционной моторики

—  Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных
органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

—  Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

 

Коррекция  звукопроизношения осуществляется по следующим направлениям:

1) уточнение произношения гласных и согласных звуков в свободной речевой деятельности;

2) активизирование движений артикуляционного аппарата. Подготовка его к формированию звуков всех групп;

3) формирование правильных укладов свистящих, шипящих и сонорных звуков;

4) автоматизация и дифференциация.

 

Формирование и развитие лексико-грамматического строя речи проводится по следующим направлениям:

1) уточнение значений слов;

2) расширение круга знаний, представлений об окружающем;

3) увеличение и обогащение объема словаря;

4) активизация имеющегося у детей словаря. Перевод слов из пассивного в активный;

5) развитие вариативности лексики, формирование точного употребления смыслового значения слова и выражений;

6) формирование навыков словоизменения и словообразования;

7) обучение и совершенствование языкового анализа и синтеза;

8) формирование навыков самостоятельного употребления грамматически правильного построенного предложения.

 

Динамические паузы. Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.

 

Развитие мелкой моторики пальцев рук

—  Гимнастика пальчиковая. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

 

—  игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

—  специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;

—  игры и действия с игрушками и предметами:
раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.;

—  изобразительную деятельность:
лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку,

—  рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.

 

Гимнастика дыхательная

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

—  положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

—  способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

—  улучшает дренажную функцию бронхов;

—  восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

—  исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

 

Гимнастика для глаз.

Ежедневно проводится по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

 Снятие напряжения, нагрузки.

 

     Формирование фонематического восприятия является сложным процессом. Преодоление нарушений его развития требует огромных усилий от всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и их родителей, которые активно участвуют в коррекционно-воспитательном процессе

 

     Применение всех перечисленных приёмов  работы позволит детям с первых дней, значительно повысить интерес к логопедическим занятиям в детском саду и дома, при закреплении изученного материала. Всё это положительно повлияет на процесс развития фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями..

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить