Роль родителей в воспитании детей
- Подробности
- Создано: 07.08.2019 03:54
Котельникова Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ г. Мурманска №41
Учеными доказано, что стиль воспитания оказывает большое влияние на атмосферу в семье. Рассматривая различные стили воспитания ребенка в семье, их связь с формирующимся поведением ребенка и его образом жизни в целом, Л. Пулккинен выделяет «эгоистическое обращение» взрослого с ребенком, которое приводит к формированию у детей слабого самоконтроля. Что являет собой, по терминологии автора, «более близорукий стиль воспитания: родители не интересуются деятельностью детей, не учитывают их мнения, чувства. Поведение родителей было неустойчивым, несправедливым и зависело от их настроения. Постепенно, вопреки даваемым советам, ребенок "скатывался" к неправильному поведению…».[3]
М. Раттер утверждает, что для детей с хроническими расстройствами поведения типична тяжелая обстановка в семье, для которой характерны недостаточная теплота отношений и непоследовательная, малоэффективная либо исключительно суровая, либо слишком слабая дисциплина. Как правило, это неполные или конфликтные семьи.[4]
П. Лич приводит наблюдения, дающие основания говорить о том, что, если взрослый учит ребенка подчиняться силе, если сила выступает основным аргументом во взаимоотношениях взрослого с ребенком, такой ребенок начинает проявлять агрессивность к другим детям преднамеренно.[2]
Личностные особенности взрослых и стиль воспитания выступают как один из наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на формирование агрессии у детей. Известно, что в тех случаях, когда ребенок испытывает хроническое негативное психогенное воздействие, в первую очередь со стороны взрослых в семье, значительно возрастает риск нарушений развития. Одним из вариантов является психопатия. В качестве приобретенных причин психопатий называют:
• неправильное воспитание;
• условия жизни ребенка в семье;
• психогенные воздействия, в первую очередь со стороны взрослых в семье.
Можно выделить три пути, по которым осуществляется влияние семьи на формирование личности:
1) фиксация определенного поведения путем прямого подражания тому, что ребенок видит в семье;
2) закрепление негативистических реакций ребенка (например, в условиях деспотического воспитания сначала возникают реакции угнетения, а затем, через борьбу с этим состоянием, — изменения характера);
3) прямое культивирование, подкрепление со стороны окружающих психопатических реакций ребенка.
Ученые отмечают, что каждый тип неправильного воспитания объединяет все перечисленные механизмы одновременно, или последовательно, и значим на определенных этапах развития ребенка.
Специалисты отмечают наличие связи между тем или иным типом воспитания и появлением у ребенка конкретных особенностей характера. В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин выделяют ряд типов неправильного воспитания, наиболее характерными из которых являются: [1]
• «кумир семьи» (ребенка обожают, исполняют любую его прихоть, захваливают, культивируют в нем чувство исключительности, освобождают от всех тягот);
• гиперопека (родители уделяют ребенку чрезмерное внимание, стараются сделать из него «вундеркинда» или «праведника», для этого навязывают ему свое мнение, подавляют всякую самостоятельность, лишают его возможности быть с другими детьми, диктуют каждый шаг);
• гипоопека(явно недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей, он большую часть времени предоставлен сам себе, его воспитанием никто не занимается);
• безнадзорность (более высокая степень гипоопеки: ребенок полностью предоставлен сам себе, никому нет до него дела);
• «золушка» (ребенок лишен ласки и внимания со стороны старших, его систематически унижают, оскорбляют, лишают удовольствий, держат в страхе, противопоставляют другим детям);
• «ежовые рукавицы» (систематические угрозы и избиения ребенка, исключительно диктаторское отношение к нему, отсутствие ласки, тепла, поощрений). Этот тип неправильного воспитания обычно сочетается с гипер - или гипоопекой. [1]
Полученные данные авторами результаты в исследовании психопатий показали, что наиболее частыми типами неправильного воспитания явились гипоопека (40%) и «ежовые рукавицы» в сочетании с гипоопекой (24 %). Выявленные статистические зависимости позволяют говорить о том, что существует зависимость формирования ядерных психопатий от гиперопеки, краевых (приобретенных) — от безнадзорности и «ежовых рукавиц» в сочетании с гипоопекой, органических — от воспитания по типу «ежовых рукавиц» в условиях гиперопеки. Условия «кумира семьи» определенно способствовали становлению истерической личности. В остальных случаях можно говорить о предпочтительности: так, возбудимым и неустойчивым детям более свойственна гипоопека в семье, психоастеникам — воспитание по типу «ежовых рукавиц» в условиях гипоопеки и безнадзорности и т. д.[1]
Таким образом, некоторые личностные особенности родителей, их подход к воспитанию ребенка способны выступить, с одной стороны, в качестве хронически действующего психотравмирующего фактора. С другой стороны, они могут стать фоном, усиливающим, отягчающим вес других патогенных факторов развития ребенка.
Данные о влиянии состава семьи и количества детей в семье на уровень агрессивности детей очень противоречивы. С одной стороны, существует мнение М. Раттера, что дети с нарушениями поведения в основном происходят из семей, имеющих, по крайней мере, 4 или 5 детей. Автор связывает это с тем, что при воспитании сразу нескольких детей происходит значительное усложнение проблем, вторую причину он видит в том, что в большой семье выше вероятность разногласий. Можно предположить, что в большой семье существенно возрастает значение личностных особенностей родителей и принятых способов воспитания — увеличение количества детей в семье на фоне других проблем ее функционирования (материальных, жилищных и т. д.) может создавать условия для многократного транслирования в детях асоциальных склонностей и способов поведения, если таковые наблюдаются у родителей. В других исследованиях, напротив, обнаружено, что чем больше количество взрослых в семье, тем менее агрессивны дети, при этом дети проявляют умение сочувствовать другому (в то же время отмечается, что при этом страдают организаторские проявления ребенка, его самостоятельность и настойчивость). Однако механизмы формирования такой зависимости на данный момент не исследованы, хотя и представляют большой теоретический и практический интерес.[4]
Список литературы:
1. Гурьева В. А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М., 1980.
2. Лич П. Младенец и ребенок: от рождения до пяти лет.- М.,1992.
3. Пулккинен Л. , Становление образа жизни с детского до юношеского возраста / Психология личности и образ жизни. - М., 1987.
4. Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 1987.
(скачать)