Взаимодействие тифлопедагога и слабовидящего дошкольника ...

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Федяшина М.В. учитель-дефектолог (тифлопедагог)

 ... на индивидуальных занятиях по развитию пространственной ориентировки в микроплоскости (скачать) 

  Ориентировка в пространстве одна из актуальных и трудных проблем, входящих в социальную адаптацию детей с нарушением зрения. Это ёмкое понятие представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышление, память. Дошкольники, в особенности с глубокими нарушениями зрения спонтанно, независимо от взрослых не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении, эффективнее всего эта работа проходит на индивидуальных занятиях. При монокулярном характере зрения слабовидящих дошкольников и детей с косоглазием и амблиопией формирование пространственных представлений происходит труднее и замедленнее, чем у нормально развивающихся сверстников [1].

Ориентировка в пространстве включает в себя микроориентировку и макроориентировку. Макроориентировка более разнообразна и сложна, так как связана со зрительным поиском не только по направлениям, но и на разном расстоянии в глубину, с движением в пространстве, сменой положений тела, расчетом временных характеристик движений и т.д. Её можно классифицировать на ориентировку на макроплоскости и в макропространстве [2].

(Примером ориентировки на макроплоскости является передвижение по шведской стенке, прыжки по клеткам («классики»). Примером ориентировки в макропространстве могут служить: ориентировка в помещении (квартире, доме), гимнастические упражнения, преодоление полосы препятствий, танцы, бег, подвижные игры в зале и на улице и т.д.)

Микроориентировка - это ориентировка на плоскости стола, на листе бумаги, на своем теле и т.д.

Характерным критерием ее является то, что ребенок находится в некотором постоянном положении (сидя, стоя) и, существенно не меняя его, может взаимодействовать (движение рукой, ногой) с любым объектом или местом в микропространстве [2].

Начинается обучение детей с нарушением зрения ориентировке на микроплоскости необходимо с младшего дошкольного возраста.

На первом году обучения ребенок с нарушением зрения приобретает начальные навыки микроориентировки (на поверхности листа бумаги). Учится определять с помощью зрения и осязания и показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги (по инструкции тифлопедагога).

Знакомится с пространственными обозначениями сторон листа бумаги («верхняя», «нижняя», «правая», «левая»), пробует использовать эти обозначения в речи. Учится брать предметы правой (левой) рукой и располагать их на листе бумаги справа, слева, вверху, внизу, посередине.

На втором году обучения ребенок учится располагать предметы (игрушки) на столе, на листе бумаги слева на право, обозначать в речи пространственное расположение игрушек и других предметов в пространстве [1].

На третьем году обучения у ребенка развиваются навыки ориентировки на поверхности листа бумаги, тетради, альбомного листа, книги, фланелеграфа, стола, доски. Учится располагать предметы в названных направлениях микропространства (сверху вниз и снизу-вверх, справа налево и слева направо, в правом в верхнем углу и в левом нижнем углу, в середине (в центре) и т.д.); последовательно выделять с помощью зрения и осязания, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, других предметов в микропространстве по отношению друг к другу.

На четвертом году обучения ребенок совершенствует свое умение ориентироваться в микропространстве. Учится уже самостоятельно располагать предметы в названных направлениях

микропространства, менять местоположение предметов, определять разницу в их расположении, рисовать геометрические фигуры и игрушки в названных направлениях микропространства (листа бумаги, тетради, альбомного листа), обозначать в речи расположение предметов в микропространстве.

Большое место в системе специального обучения ориентировке в пространстве отводится специальным играм и упражнениям. Эффективность обучения в этом случае в первую очередь достигается тем, что деятельность ребенка стимулируется его желанием принять участие в игре. Чем лучше ребенок усвоит необходимые навыки ориентировки, тем шире будут его возможности в игре [2]. Родители, стремящиеся помочь своим детям в приобретении и совершенствовании навыков ориентировки в пространстве, могут проводить различные игры и упражнения в условиях семьи. В процессе проведения игр и упражнений в микропространстве дети учатся практически ориентироваться на поверхности листа бумаги, на фланелеграфе, а также словесно обозначать пространственные направления в микропространстве. При разработке дидактических игр и упражнений для обучения дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве мы придерживаемся принципа их постепенного, последовательного усложнения. Так, в каждой новой игре закрепляются навыки, приобретенные в предыдущих, с введением более сложных заданий.

 

Список литературы

1.      Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [сост. Дружинина Л.А. и др.; науч. ред. ДружининаЛ.А ]. - Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. - 206 с.

2.      Подколзина  Е.Н. Как учить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в пространстве.//  Дефектология.  - 2008 - № 6. - С. 74-77.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить