Проект Наша Родина - Россия

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Аксенова Ирина Михайловна, Басалаева Алена Петровна воспитатели МБДОУ г. Мурманска №82  скачать  pdf pptx   конспект

Цель: познакомить детей с неофициальными символами России.

Программные задачи:

Образовательные: создавать условия для обогащения представлений о стране, в которой мы живем, о неофициальных символах России; способствовать формированию патриотических чувств;

Развивающие: развивать мышление, память, внимание, обогащать и активизировать словарь детей;

Воспитательные: развивать интерес к прошлому и настоящему родной страны, воспитывать уважение к своим национальным особенностям, неофициальным символам нашей страны.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация для детей «Неофициальные символы России», магнитная доска, магниты, иллюстрации (размер 20*20 см) с изображением герба, флага, Красной площади, диких животных, природных пейзажей России, народных промыслов, карта России, платочки для игры «Березка», валенки 2 шт., поднос, соленое тесто, стеки, подставки, салфетки по количеству детей, самовар, чашки, угощение к чаю (баранки, пирожки)

Методы и приёмы: наглядные, словесные (вопросы, художественное слово), игровые, практическая деятельность детей.

Предварительная работа: познавательные занятия по знакомству с официальными символами России (герб, флаг, гимн), беседы о природе и животном мире России, рассматривание иллюстраций «Моя Родина –Россия».

Ход образовательного события:

Дети заходят в группу. На доске по кругу расположены иллюстрации с изображением российского флага, российского герба (верхняя половина круга), Красной площади, природы, животного мира, в нижней половине круга).

Дети рассматривают иллюстрации и называют, что они видят.

- Ребята, как вы думаете, о чём могут нам рассказать эти картинки? (ответы детей).

- Правильно, ребята, это все наша Россия. Мы родились в этой стране и это наша Родина. (Воспитатель выставляет в центр круга карту России). Наша страна богата красивой природой, разнообразием животного мира, реками, озерами, морями. А ещё у нашей Родины есть герб, флаг, гимн - это символы нашего государства, благодаря которым узнают нашу страну.


Ребята! У любой страны

Эти вещи быть должны!

Герб, а также гимн и флаг-

Это самый главный знак!

И страну под знаком этим

Узнают по всей планете.


А еще есть такие вещи, предметы, традиции, которые есть только у русского народа и о них знают даже в других странах. Они называются неофициальными символами нашей страны. Что же это за символы, я сейчас вам расскажу. (Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)

Включатся презентация «Неофициальные символы России»

Слайд 2. «Берёза»

Белоствольная берёза –символ красоты русской природы. Россию называют краем белоствольных берез, потому что береза растет на всей территории нашей необъятной страны. В старину, когда не было электричества, из березы делали лучины. При её свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из берёзовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки.

Весной собирали целебный для здоровья берёзовый сок, проделывали отверстия в коре дерева, вставляли желобок и капельки сока стекали в сосуд. А после отверстие замазывали глиной, чтобы березка не погибла. А еще из веток березы делали веники, чтобы париться в бане, а из бересты березы делали красивые шкатулки, посуду, кукол, плели лапти, корзины.

Воспитатель предлагает поиграть в хороводную игру «Березка».

Дети с платочками зеленого цвета становятся в круг и поют:


Березка белена,

Маковка зелена,

Летом мохнатенькая,

Зимой сучковатенькая,

Где она стоит, там и шумит.


Девочка «березка» забирает у всех играющих платки и поднимает их над головой и, когда запевают:


Березка зелененькая,

Весной веселенькая,

Среди поля стоит,

Листочками шумит,

Гремит, гудит,


Золотым венчиком звенит, -

«березка» изображает шум листьев, движение веток, машет над головой платками. Под приговор:

А осенью корни березки усыхают,

Листочки опадают» -

девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

(Дети возвращаются к просмотру презентации, воспитатель продолжает рассказ)

Слайд 3. «Русская тройка» (аудиозапись «звон бубенцов»)

В те времена, когда автомобилей еще не было, люди пользовались лошадьми. Запрягали в телеги, сани, ездили верхом. Чем больше в упряжке было лошадей, тем сложнее было ими управлять и это не добавляло скорости.   Но каково было удивление иностранцев, которые попадали в то время в Россию и видели русскую тройку! Они не могли поверить, что повозки могут «лететь» так быстро, возвещая о своем приближении веселым звоном колокольчиков или бубенцов на дуге. Русская тройка невероятно красива, состояла из трёх лошадей, которые бежали особой рысью. Русские тройки использовали для перевозки почты, пассажиров (как современные автобусы), не обходились без них народные гуляния и свадьбы.


По дороге тройка мчится-

Звон весёлый бубенцов…

«Э-ге-гей!» - кричит возница

На горячих жеребцов.


Слайд 4. «Лапти»

В старину в основном носили лапти и сапоги. Сапоги были очень дорогими, и не все себе могли их позволить. А вот лапти ничего не стоили, потому что плели их из лыка разных деревьев. Лыко — это волокна дерева, которые находятся под корой дерева. Лапоть был не глубоким, с коротким носком и закреплялся на ноге особым способом. Вместо нынешнего носка были «онучи»- узкие полоски ткани, которые наматывали на ногу.  А чтобы укрепить и утеплить лапти, внутрь укладывали сено и подшивали подошву из кожи. Ноги в лаптях не замерзали и не промокали, летом в них было легко и не жарко. Каждая семья обеспечивала себя лаптями самостоятельно.


Лапоть! Русский лапоть!

Всем знаком в России!

Лапотки плетёные-

Обувь немудреная,

Но зато народная

И душе угодная!


Слайд 5. «Валенки»

Валенки–самая лучшая зимняя обувь! Теплые, удобные, легкие, по сравнению с намокшими от снега лаптями. К тому же их легко было украсить разными ленточками и узорами. Валенки «валяли» из шерсти на специальной колодке, что делало их прочными и лёгкими. А так как зима в России холодная, то валенки полюбились нашими предками.

Проводится игра «Метание валенка»

Участники делятся попарно. Каждая пара кидает по валенку — кто дальше. Тот, кто кинул дальше продолжает соревнование. Кто ближе — переходит в команду болельщиков. Когда кинули все, половина стала болельщиками, половина снова делится на пары. В результате останется один победитель.

(Дети возвращаются к просмотру презентации, воспитатель продолжает рассказ)

Слайд 6. «Балалайка» (аудиозапись «звучание балалайки»)

 В старину балалайка была самым любимым музыкальным инструментом. Мастерили балалайки чаще всего сами, как кому нравилось. Поэтому балалайки различались по форме и были с разным количеством струн. Название инструмента передает её суть-простой, весёлый инструмент, в самый раз для русского народа. Спустя некоторое время, музыкант Василий Васильевич Андреев сделал образец балалайки: подобрал особо звучащие материалы, вычислил размеры и форму, какой балалайка должна быть, количество струн. Стали открываться школы игры на балалайке, появлялись оркестры, в которых звучала балалайка. Балалаечники творили просто невероятные музыкальные чудеса. Балалайка стала очень известным музыкальным инструментом не только в России, но и за её пределами и считается ярким символом русской культуры.

Слайд 7. «Матрешка» (аудиозапись песни «Русская матрёшечка»)

В этой молодице прячутся сестрицы

Каждая сестрица-для меньшой темница!

Все вы знаете красавицу матрешку! Эта игрушка символ русской культуры, образец декоративно-прикладного творчества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и разнообразием росписи. Первая русская матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и в плате с черным петушком. Внутри самая маленькая матрешка была младенцем, завернутым в пелёнки. Считается, что матрешка это душа России и является посланницей гостеприимства, доброты, дружбы и любви. Наша матрешка любима и популярна во всем мире. Каждый гость нашей страны обязательно увозит себе на память сувенир - русскую матрешку.

Слайд 8. «Русская печь»

Ребята, самое главное в деревенской избе-это печь. Затрещат морозы на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь существует очень давно.  В русской печи готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, не зря говорили, «всё, что есть в печи, - на стол мечи».  Печка отапливала жилье, в ней сушили продукты и одежду, а раньше даже мылись. Не зря в старину говорили «печь нам мать родная» -значит накормит и обогреет, «у печи все красное лето» -значит рядом с печкой всегда тепло значит. Зимой в мороз даже кур под печкой держали.


Хорошо, что в доме печка.

Дым с трубы идет колечком.

Так приятно и светло,

Когда в доме есть тепло.


-Ребята, а в каких русских сказках встречается печь? («По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь»).

Слайд 9. «Выпечка на Руси» (по щелчку появляются картинки с выпечкой)

А какая вкусная и ароматная выпечка была у русского народа! Самая известная –это пироги. Мясные, рыбные, грибные, фруктовые. Пироги считались символом гостеприимства и изобилия. Знаменитым русским яством являются блины, особенно на Масленицу, когда провожали зиму и встречали весну. Самым древним русским хлебом является калач – хлеб из белой муки в виде амбарного замка или гири. Когда ели калач, держали его за ручку, которую потом можно было скормить птичкам, собакам. Каравай, расстегай, ватрушка, кулебяка, кулич–это всё названия русской выпечки.

-Ребята, давайте мы с вами сейчас попробуем вылепить угощения из теста.

Дети проходят и садятся за столы, на столах приготовлено соленое тесто, стеки, подставки, салфетки. Дети лепят различные хлебобулочные изделия, по окончании воспитатель предлагает помощнику воспитателя отнести изделия поварам детского сада для выпечки. 

(Дети возвращаются к просмотру презентации)

Слайд 10. «Самовар».

А пока пекутся пирожки, я расскажу вам про самовар. Это символ русского чаепития, задушевных разговоров, дружелюбной атмосферы! Пузатый, дымящийся и блестящий самовар стал центром праздничного застолья. Причем самовар был в почете и у царя, и у бедняка. Самовар воспевали в русских народных песнях, стихах, о нём сочиняли пословицы. С самоваром проще и быстрее можно было попить чай-не нужно топить печь, чтобы вскипятить воду. С самоваром это занимало несколько минут. Самовар стал частью культурного наследия русских людей!

-А сейчас, ребята, а у меня для вас сюрприз! Закрывайте глазки!

Дети закрывают глаза, воспитатель в это время убирает ширму, за которой стоит накрытый скатертью стол, на нём стоит самовар с чашками.

Воспитатель: -Раз, два, три! Смотри! (Дети открывают глаза). Приглашаю вас отведать чай из самовара!

Раздается стук в дверь.  В группу заходит повар с подносом, на котором готовые пирожки.

Включается слайд 11.

Воспитатель и дети благодарят повара и садятся за стол пить чай. Чаепитие сопровождается музыкальной подборкой песен о России.

Воспитатель: - Ребята, вы сегодня узнали много нового. О каких символах нашей страны вы узнали? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

 

Библиография:

              1. Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. -112 с.

2. С. Тетерин «Наша страна. Символы России». Ростов н/Д.: «Феникс+», 2015.-16 с.

 

 

 Цель: познакомить детей с неофициальными символами России.

Программные задачи:

Образовательные: создавать условия для обогащения представлений о стране, в которой мы живем, о неофициальных символах России; способствовать формированию патриотических чувств;

Развивающие: развивать мышление, память, внимание, обогащать и активизировать словарь детей;

Воспитательные: развивать интерес к прошлому и настоящему родной страны, воспитывать уважение к своим национальным особенностям, неофициальным символам нашей страны.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация для детей «Неофициальные символы России», магнитная доска, магниты, иллюстрации (размер 20*20 см) с изображением герба, флага, Красной площади, диких животных, природных пейзажей России, народных промыслов, карта России, платочки для игры «Березка», валенки 2 шт., поднос, соленое тесто, стеки, подставки, салфетки по количеству детей, самовар, чашки, угощение к чаю (баранки, пирожки)

Методы и приёмы: наглядные, словесные (вопросы, художественное слово), игровые, практическая деятельность детей.

Предварительная работа: познавательные занятия по знакомству с официальными символами России (герб, флаг, гимн), беседы о природе и животном мире России, рассматривание иллюстраций «Моя Родина –Россия».

Ход образовательного события:

Дети заходят в группу. На доске по кругу расположены иллюстрации с изображением российского флага, российского герба (верхняя половина круга), Красной площади, природы, животного мира, в нижней половине круга).

Дети рассматривают иллюстрации и называют, что они видят.

- Ребята, как вы думаете, о чём могут нам рассказать эти картинки? (ответы детей).

- Правильно, ребята, это все наша Россия. Мы родились в этой стране и это наша Родина. (Воспитатель выставляет в центр круга карту России). Наша страна богата красивой природой, разнообразием животного мира, реками, озерами, морями. А ещё у нашей Родины есть герб, флаг, гимн - это символы нашего государства, благодаря которым узнают нашу страну.


Ребята! У любой страны

Эти вещи быть должны!

Герб, а также гимн и флаг-

Это самый главный знак!

И страну под знаком этим

Узнают по всей планете.


А еще есть такие вещи, предметы, традиции, которые есть только у русского народа и о них знают даже в других странах. Они называются неофициальными символами нашей страны. Что же это за символы, я сейчас вам расскажу. (Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)

Включатся презентация «Неофициальные символы России»

Слайд 2. «Берёза»

Белоствольная берёза –символ красоты русской природы. Россию называют краем белоствольных берез, потому что береза растет на всей территории нашей необъятной страны. В старину, когда не было электричества, из березы делали лучины. При её свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из берёзовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки.

Весной собирали целебный для здоровья берёзовый сок, проделывали отверстия в коре дерева, вставляли желобок и капельки сока стекали в сосуд. А после отверстие замазывали глиной, чтобы березка не погибла. А еще из веток березы делали веники, чтобы париться в бане, а из бересты березы делали красивые шкатулки, посуду, кукол, плели лапти, корзины.

Воспитатель предлагает поиграть в хороводную игру «Березка».

Дети с платочками зеленого цвета становятся в круг и поют:


Березка белена,

Маковка зелена,

Летом мохнатенькая,

Зимой сучковатенькая,

Где она стоит, там и шумит.


Девочка «березка» забирает у всех играющих платки и поднимает их над головой и, когда запевают:


Березка зелененькая,

Весной веселенькая,

Среди поля стоит,

Листочками шумит,

Гремит, гудит,


Золотым венчиком звенит, -

«березка» изображает шум листьев, движение веток, машет над головой платками. Под приговор:

А осенью корни березки усыхают,

Листочки опадают» -

девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

(Дети возвращаются к просмотру презентации, воспитатель продолжает рассказ)

Слайд 3. «Русская тройка» (аудиозапись «звон бубенцов»)

В те времена, когда автомобилей еще не было, люди пользовались лошадьми. Запрягали в телеги, сани, ездили верхом. Чем больше в упряжке было лошадей, тем сложнее было ими управлять и это не добавляло скорости.   Но каково было удивление иностранцев, которые попадали в то время в Россию и видели русскую тройку! Они не могли поверить, что повозки могут «лететь» так быстро, возвещая о своем приближении веселым звоном колокольчиков или бубенцов на дуге. Русская тройка невероятно красива, состояла из трёх лошадей, которые бежали особой рысью. Русские тройки использовали для перевозки почты, пассажиров (как современные автобусы), не обходились без них народные гуляния и свадьбы.


По дороге тройка мчится-

Звон весёлый бубенцов…

«Э-ге-гей!» - кричит возница

На горячих жеребцов.


Слайд 4. «Лапти»

В старину в основном носили лапти и сапоги. Сапоги были очень дорогими, и не все себе могли их позволить. А вот лапти ничего не стоили, потому что плели их из лыка разных деревьев. Лыко — это волокна дерева, которые находятся под корой дерева. Лапоть был не глубоким, с коротким носком и закреплялся на ноге особым способом. Вместо нынешнего носка были «онучи»- узкие полоски ткани, которые наматывали на ногу.  А чтобы укрепить и утеплить лапти, внутрь укладывали сено и подшивали подошву из кожи. Ноги в лаптях не замерзали и не промокали, летом в них было легко и не жарко. Каждая семья обеспечивала себя лаптями самостоятельно.


Лапоть! Русский лапоть!

Всем знаком в России!

Лапотки плетёные-

Обувь немудреная,

Но зато народная

И душе угодная!


Слайд 5. «Валенки»

Валенки–самая лучшая зимняя обувь! Теплые, удобные, легкие, по сравнению с намокшими от снега лаптями. К тому же их легко было украсить разными ленточками и узорами. Валенки «валяли» из шерсти на специальной колодке, что делало их прочными и лёгкими. А так как зима в России холодная, то валенки полюбились нашими предками.

Проводится игра «Метание валенка»

Участники делятся попарно. Каждая пара кидает по валенку — кто дальше. Тот, кто кинул дальше продолжает соревнование. Кто ближе — переходит в команду болельщиков. Когда кинули все, половина стала болельщиками, половина снова делится на пары. В результате останется один победитель.

(Дети возвращаются к просмотру презентации, воспитатель продолжает рассказ)

Слайд 6. «Балалайка» (аудиозапись «звучание балалайки»)

 В старину балалайка была самым любимым музыкальным инструментом. Мастерили балалайки чаще всего сами, как кому нравилось. Поэтому балалайки различались по форме и были с разным количеством струн. Название инструмента передает её суть-простой, весёлый инструмент, в самый раз для русского народа. Спустя некоторое время, музыкант Василий Васильевич Андреев сделал образец балалайки: подобрал особо звучащие материалы, вычислил размеры и форму, какой балалайка должна быть, количество струн. Стали открываться школы игры на балалайке, появлялись оркестры, в которых звучала балалайка. Балалаечники творили просто невероятные музыкальные чудеса. Балалайка стала очень известным музыкальным инструментом не только в России, но и за её пределами и считается ярким символом русской культуры.

Слайд 7. «Матрешка» (аудиозапись песни «Русская матрёшечка»)

В этой молодице прячутся сестрицы

Каждая сестрица-для меньшой темница!

Все вы знаете красавицу матрешку! Эта игрушка символ русской культуры, образец декоративно-прикладного творчества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и разнообразием росписи. Первая русская матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и в плате с черным петушком. Внутри самая маленькая матрешка была младенцем, завернутым в пелёнки. Считается, что матрешка это душа России и является посланницей гостеприимства, доброты, дружбы и любви. Наша матрешка любима и популярна во всем мире. Каждый гость нашей страны обязательно увозит себе на память сувенир - русскую матрешку.

Слайд 8. «Русская печь»

Ребята, самое главное в деревенской избе-это печь. Затрещат морозы на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь существует очень давно.  В русской печи готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, не зря говорили, «всё, что есть в печи, - на стол мечи».  Печка отапливала жилье, в ней сушили продукты и одежду, а раньше даже мылись. Не зря в старину говорили «печь нам мать родная» -значит накормит и обогреет, «у печи все красное лето» -значит рядом с печкой всегда тепло значит. Зимой в мороз даже кур под печкой держали.


Хорошо, что в доме печка.

Дым с трубы идет колечком.

Так приятно и светло,

Когда в доме есть тепло.


-Ребята, а в каких русских сказках встречается печь? («По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь»).

Слайд 9. «Выпечка на Руси» (по щелчку появляются картинки с выпечкой)

А какая вкусная и ароматная выпечка была у русского народа! Самая известная –это пироги. Мясные, рыбные, грибные, фруктовые. Пироги считались символом гостеприимства и изобилия. Знаменитым русским яством являются блины, особенно на Масленицу, когда провожали зиму и встречали весну. Самым древним русским хлебом является калач – хлеб из белой муки в виде амбарного замка или гири. Когда ели калач, держали его за ручку, которую потом можно было скормить птичкам, собакам. Каравай, расстегай, ватрушка, кулебяка, кулич–это всё названия русской выпечки.

-Ребята, давайте мы с вами сейчас попробуем вылепить угощения из теста.

Дети проходят и садятся за столы, на столах приготовлено соленое тесто, стеки, подставки, салфетки. Дети лепят различные хлебобулочные изделия, по окончании воспитатель предлагает помощнику воспитателя отнести изделия поварам детского сада для выпечки. 

(Дети возвращаются к просмотру презентации)

Слайд 10. «Самовар».

А пока пекутся пирожки, я расскажу вам про самовар. Это символ русского чаепития, задушевных разговоров, дружелюбной атмосферы! Пузатый, дымящийся и блестящий самовар стал центром праздничного застолья. Причем самовар был в почете и у царя, и у бедняка. Самовар воспевали в русских народных песнях, стихах, о нём сочиняли пословицы. С самоваром проще и быстрее можно было попить чай-не нужно топить печь, чтобы вскипятить воду. С самоваром это занимало несколько минут. Самовар стал частью культурного наследия русских людей!

-А сейчас, ребята, а у меня для вас сюрприз! Закрывайте глазки!

Дети закрывают глаза, воспитатель в это время убирает ширму, за которой стоит накрытый скатертью стол, на нём стоит самовар с чашками.

Воспитатель: -Раз, два, три! Смотри! (Дети открывают глаза). Приглашаю вас отведать чай из самовара!

Раздается стук в дверь.  В группу заходит повар с подносом, на котором готовые пирожки.

Включается слайд 11.

Воспитатель и дети благодарят повара и садятся за стол пить чай. Чаепитие сопровождается музыкальной подборкой песен о России.

Воспитатель: - Ребята, вы сегодня узнали много нового. О каких символах нашей страны вы узнали? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

 

Библиография:

              1. Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. -112 с.

2. С. Тетерин «Наша страна. Символы России». Ростов н/Д.: «Феникс+», 2015.-16 с.

 Цель: познакомить детей с неофициальными символами России.

Программные задачи:

Образовательные: создавать условия для обогащения представлений о стране, в которой мы живем, о неофициальных символах России; способствовать формированию патриотических чувств;

Развивающие: развивать мышление, память, внимание, обогащать и активизировать словарь детей;

Воспитательные: развивать интерес к прошлому и настоящему родной страны, воспитывать уважение к своим национальным особенностям, неофициальным символам нашей страны.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация для детей «Неофициальные символы России», магнитная доска, магниты, иллюстрации (размер 20*20 см) с изображением герба, флага, Красной площади, диких животных, природных пейзажей России, народных промыслов, карта России, платочки для игры «Березка», валенки 2 шт., поднос, соленое тесто, стеки, подставки, салфетки по количеству детей, самовар, чашки, угощение к чаю (баранки, пирожки)

Методы и приёмы: наглядные, словесные (вопросы, художественное слово), игровые, практическая деятельность детей.

Предварительная работа: познавательные занятия по знакомству с официальными символами России (герб, флаг, гимн), беседы о природе и животном мире России, рассматривание иллюстраций «Моя Родина –Россия».

Ход образовательного события:

Дети заходят в группу. На доске по кругу расположены иллюстрации с изображением российского флага, российского герба (верхняя половина круга), Красной площади, природы, животного мира, в нижней половине круга).

Дети рассматривают иллюстрации и называют, что они видят.

- Ребята, как вы думаете, о чём могут нам рассказать эти картинки? (ответы детей).

- Правильно, ребята, это все наша Россия. Мы родились в этой стране и это наша Родина. (Воспитатель выставляет в центр круга карту России). Наша страна богата красивой природой, разнообразием животного мира, реками, озерами, морями. А ещё у нашей Родины есть герб, флаг, гимн - это символы нашего государства, благодаря которым узнают нашу страну.


Ребята! У любой страны

Эти вещи быть должны!

Герб, а также гимн и флаг-

Это самый главный знак!

И страну под знаком этим

Узнают по всей планете.


А еще есть такие вещи, предметы, традиции, которые есть только у русского народа и о них знают даже в других странах. Они называются неофициальными символами нашей страны. Что же это за символы, я сейчас вам расскажу. (Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)

Включатся презентация «Неофициальные символы России»

Слайд 2. «Берёза»

Белоствольная берёза –символ красоты русской природы. Россию называют краем белоствольных берез, потому что береза растет на всей территории нашей необъятной страны. В старину, когда не было электричества, из березы делали лучины. При её свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из берёзовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки.

Весной собирали целебный для здоровья берёзовый сок, проделывали отверстия в коре дерева, вставляли желобок и капельки сока стекали в сосуд. А после отверстие замазывали глиной, чтобы березка не погибла. А еще из веток березы делали веники, чтобы париться в бане, а из бересты березы делали красивые шкатулки, посуду, кукол, плели лапти, корзины.

Воспитатель предлагает поиграть в хороводную игру «Березка».

Дети с платочками зеленого цвета становятся в круг и поют:


Березка белена,

Маковка зелена,

Летом мохнатенькая,

Зимой сучковатенькая,

Где она стоит, там и шумит.


Девочка «березка» забирает у всех играющих платки и поднимает их над головой и, когда запевают:


Березка зелененькая,

Весной веселенькая,

Среди поля стоит,

Листочками шумит,

Гремит, гудит,


Золотым венчиком звенит, -

«березка» изображает шум листьев, движение веток, машет над головой платками. Под приговор:

А осенью корни березки усыхают,

Листочки опадают» -

девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

(Дети возвращаются к просмотру презентации, воспитатель продолжает рассказ)

Слайд 3. «Русская тройка» (аудиозапись «звон бубенцов»)

В те времена, когда автомобилей еще не было, люди пользовались лошадьми. Запрягали в телеги, сани, ездили верхом. Чем больше в упряжке было лошадей, тем сложнее было ими управлять и это не добавляло скорости.   Но каково было удивление иностранцев, которые попадали в то время в Россию и видели русскую тройку! Они не могли поверить, что повозки могут «лететь» так быстро, возвещая о своем приближении веселым звоном колокольчиков или бубенцов на дуге. Русская тройка невероятно красива, состояла из трёх лошадей, которые бежали особой рысью. Русские тройки использовали для перевозки почты, пассажиров (как современные автобусы), не обходились без них народные гуляния и свадьбы.


По дороге тройка мчится-

Звон весёлый бубенцов…

«Э-ге-гей!» - кричит возница

На горячих жеребцов.


Слайд 4. «Лапти»

В старину в основном носили лапти и сапоги. Сапоги были очень дорогими, и не все себе могли их позволить. А вот лапти ничего не стоили, потому что плели их из лыка разных деревьев. Лыко — это волокна дерева, которые находятся под корой дерева. Лапоть был не глубоким, с коротким носком и закреплялся на ноге особым способом. Вместо нынешнего носка были «онучи»- узкие полоски ткани, которые наматывали на ногу.  А чтобы укрепить и утеплить лапти, внутрь укладывали сено и подшивали подошву из кожи. Ноги в лаптях не замерзали и не промокали, летом в них было легко и не жарко. Каждая семья обеспечивала себя лаптями самостоятельно.


Лапоть! Русский лапоть!

Всем знаком в России!

Лапотки плетёные-

Обувь немудреная,

Но зато народная

И душе угодная!


Слайд 5. «Валенки»

Валенки–самая лучшая зимняя обувь! Теплые, удобные, легкие, по сравнению с намокшими от снега лаптями. К тому же их легко было украсить разными ленточками и узорами. Валенки «валяли» из шерсти на специальной колодке, что делало их прочными и лёгкими. А так как зима в России холодная, то валенки полюбились нашими предками.

Проводится игра «Метание валенка»

Участники делятся попарно. Каждая пара кидает по валенку — кто дальше. Тот, кто кинул дальше продолжает соревнование. Кто ближе — переходит в команду болельщиков. Когда кинули все, половина стала болельщиками, половина снова делится на пары. В результате останется один победитель.

(Дети возвращаются к просмотру презентации, воспитатель продолжает рассказ)

Слайд 6. «Балалайка» (аудиозапись «звучание балалайки»)

 В старину балалайка была самым любимым музыкальным инструментом. Мастерили балалайки чаще всего сами, как кому нравилось. Поэтому балалайки различались по форме и были с разным количеством струн. Название инструмента передает её суть-простой, весёлый инструмент, в самый раз для русского народа. Спустя некоторое время, музыкант Василий Васильевич Андреев сделал образец балалайки: подобрал особо звучащие материалы, вычислил размеры и форму, какой балалайка должна быть, количество струн. Стали открываться школы игры на балалайке, появлялись оркестры, в которых звучала балалайка. Балалаечники творили просто невероятные музыкальные чудеса. Балалайка стала очень известным музыкальным инструментом не только в России, но и за её пределами и считается ярким символом русской культуры.

Слайд 7. «Матрешка» (аудиозапись песни «Русская матрёшечка»)

В этой молодице прячутся сестрицы

Каждая сестрица-для меньшой темница!

Все вы знаете красавицу матрешку! Эта игрушка символ русской культуры, образец декоративно-прикладного творчества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и разнообразием росписи. Первая русская матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и в плате с черным петушком. Внутри самая маленькая матрешка была младенцем, завернутым в пелёнки. Считается, что матрешка это душа России и является посланницей гостеприимства, доброты, дружбы и любви. Наша матрешка любима и популярна во всем мире. Каждый гость нашей страны обязательно увозит себе на память сувенир - русскую матрешку.

Слайд 8. «Русская печь»

Ребята, самое главное в деревенской избе-это печь. Затрещат морозы на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь существует очень давно.  В русской печи готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, не зря говорили, «всё, что есть в печи, - на стол мечи».  Печка отапливала жилье, в ней сушили продукты и одежду, а раньше даже мылись. Не зря в старину говорили «печь нам мать родная» -значит накормит и обогреет, «у печи все красное лето» -значит рядом с печкой всегда тепло значит. Зимой в мороз даже кур под печкой держали.


Хорошо, что в доме печка.

Дым с трубы идет колечком.

Так приятно и светло,

Когда в доме есть тепло.


-Ребята, а в каких русских сказках встречается печь? («По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь»).

Слайд 9. «Выпечка на Руси» (по щелчку появляются картинки с выпечкой)

А какая вкусная и ароматная выпечка была у русского народа! Самая известная –это пироги. Мясные, рыбные, грибные, фруктовые. Пироги считались символом гостеприимства и изобилия. Знаменитым русским яством являются блины, особенно на Масленицу, когда провожали зиму и встречали весну. Самым древним русским хлебом является калач – хлеб из белой муки в виде амбарного замка или гири. Когда ели калач, держали его за ручку, которую потом можно было скормить птичкам, собакам. Каравай, расстегай, ватрушка, кулебяка, кулич–это всё названия русской выпечки.

-Ребята, давайте мы с вами сейчас попробуем вылепить угощения из теста.

Дети проходят и садятся за столы, на столах приготовлено соленое тесто, стеки, подставки, салфетки. Дети лепят различные хлебобулочные изделия, по окончании воспитатель предлагает помощнику воспитателя отнести изделия поварам детского сада для выпечки. 

(Дети возвращаются к просмотру презентации)

Слайд 10. «Самовар».

А пока пекутся пирожки, я расскажу вам про самовар. Это символ русского чаепития, задушевных разговоров, дружелюбной атмосферы! Пузатый, дымящийся и блестящий самовар стал центром праздничного застолья. Причем самовар был в почете и у царя, и у бедняка. Самовар воспевали в русских народных песнях, стихах, о нём сочиняли пословицы. С самоваром проще и быстрее можно было попить чай-не нужно топить печь, чтобы вскипятить воду. С самоваром это занимало несколько минут. Самовар стал частью культурного наследия русских людей!

-А сейчас, ребята, а у меня для вас сюрприз! Закрывайте глазки!

Дети закрывают глаза, воспитатель в это время убирает ширму, за которой стоит накрытый скатертью стол, на нём стоит самовар с чашками.

Воспитатель: -Раз, два, три! Смотри! (Дети открывают глаза). Приглашаю вас отведать чай из самовара!

Раздается стук в дверь.  В группу заходит повар с подносом, на котором готовые пирожки.

Включается слайд 11.

Воспитатель и дети благодарят повара и садятся за стол пить чай. Чаепитие сопровождается музыкальной подборкой песен о России.

Воспитатель: - Ребята, вы сегодня узнали много нового. О каких символах нашей страны вы узнали? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

 

Библиография:

              1. Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. -112 с.

2. С. Тетерин «Наша страна. Символы России». Ростов н/Д.: «Феникс+», 2015.-16 с.

 

 

Цель: познакомить детей с неофициальными символами России.

Программные задачи:

Образовательные: создавать условия для обогащения представлений о стране, в которой мы живем, о неофициальных символах России; способствовать формированию патриотических чувств;

Развивающие: развивать мышление, память, внимание, обогащать и активизировать словарь детей;

Воспитательные: развивать интерес к прошлому и настоящему родной страны, воспитывать уважение к своим национальным особенностям, неофициальным символам нашей страны.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация для детей «Неофициальные символы России», магнитная доска, магниты, иллюстрации (размер 20*20 см) с изображением герба, флага, Красной площади, диких животных, природных пейзажей России, народных промыслов, карта России, платочки для игры «Березка», валенки 2 шт., поднос, соленое тесто, стеки, подставки, салфетки по количеству детей, самовар, чашки, угощение к чаю (баранки, пирожки)

Методы и приёмы: наглядные, словесные (вопросы, художественное слово), игровые, практическая деятельность детей.

Предварительная работа: познавательные занятия по знакомству с официальными символами России (герб, флаг, гимн), беседы о природе и животном мире России, рассматривание иллюстраций «Моя Родина –Россия».

Ход образовательного события:

Дети заходят в группу. На доске по кругу расположены иллюстрации с изображением российского флага, российского герба (верхняя половина круга), Красной площади, природы, животного мира, в нижней половине круга).

Дети рассматривают иллюстрации и называют, что они видят.

- Ребята, как вы думаете, о чём могут нам рассказать эти картинки? (ответы детей).

- Правильно, ребята, это все наша Россия. Мы родились в этой стране и это наша Родина. (Воспитатель выставляет в центр круга карту России). Наша страна богата красивой природой, разнообразием животного мира, реками, озерами, морями. А ещё у нашей Родины есть герб, флаг, гимн - это символы нашего государства, благодаря которым узнают нашу страну.


Ребята! У любой страны

Эти вещи быть должны!

Герб, а также гимн и флаг-

Это самый главный знак!

И страну под знаком этим

Узнают по всей планете.


А еще есть такие вещи, предметы, традиции, которые есть только у русского народа и о них знают даже в других странах. Они называются неофициальными символами нашей страны. Что же это за символы, я сейчас вам расскажу. (Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)

Включатся презентация «Неофициальные символы России»

Слайд 2. «Берёза»

Белоствольная берёза –символ красоты русской природы. Россию называют краем белоствольных берез, потому что береза растет на всей территории нашей необъятной страны. В старину, когда не было электричества, из березы делали лучины. При её свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из берёзовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки.

Весной собирали целебный для здоровья берёзовый сок, проделывали отверстия в коре дерева, вставляли желобок и капельки сока стекали в сосуд. А после отверстие замазывали глиной, чтобы березка не погибла. А еще из веток березы делали веники, чтобы париться в бане, а из бересты березы делали красивые шкатулки, посуду, кукол, плели лапти, корзины.

Воспитатель предлагает поиграть в хороводную игру «Березка».

Дети с платочками зеленого цвета становятся в круг и поют:


Березка белена,

Маковка зелена,

Летом мохнатенькая,

Зимой сучковатенькая,

Где она стоит, там и шумит.


Девочка «березка» забирает у всех играющих платки и поднимает их над головой и, когда запевают:


Березка зелененькая,

Весной веселенькая,

Среди поля стоит,

Листочками шумит,

Гремит, гудит,


Золотым венчиком звенит, -

«березка» изображает шум листьев, движение веток, машет над головой платками. Под приговор:

А осенью корни березки усыхают,

Листочки опадают» -

девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.

(Дети возвращаются к просмотру презентации, воспитатель продолжает рассказ)

Слайд 3. «Русская тройка» (аудиозапись «звон бубенцов»)

В те времена, когда автомобилей еще не было, люди пользовались лошадьми. Запрягали в телеги, сани, ездили верхом. Чем больше в упряжке было лошадей, тем сложнее было ими управлять и это не добавляло скорости.   Но каково было удивление иностранцев, которые попадали в то время в Россию и видели русскую тройку! Они не могли поверить, что повозки могут «лететь» так быстро, возвещая о своем приближении веселым звоном колокольчиков или бубенцов на дуге. Русская тройка невероятно красива, состояла из трёх лошадей, которые бежали особой рысью. Русские тройки использовали для перевозки почты, пассажиров (как современные автобусы), не обходились без них народные гуляния и свадьбы.


По дороге тройка мчится-

Звон весёлый бубенцов…

«Э-ге-гей!» - кричит возница

На горячих жеребцов.


Слайд 4. «Лапти»

В старину в основном носили лапти и сапоги. Сапоги были очень дорогими, и не все себе могли их позволить. А вот лапти ничего не стоили, потому что плели их из лыка разных деревьев. Лыко — это волокна дерева, которые находятся под корой дерева. Лапоть был не глубоким, с коротким носком и закреплялся на ноге особым способом. Вместо нынешнего носка были «онучи»- узкие полоски ткани, которые наматывали на ногу.  А чтобы укрепить и утеплить лапти, внутрь укладывали сено и подшивали подошву из кожи. Ноги в лаптях не замерзали и не промокали, летом в них было легко и не жарко. Каждая семья обеспечивала себя лаптями самостоятельно.


Лапоть! Русский лапоть!

Всем знаком в России!

Лапотки плетёные-

Обувь немудреная,

Но зато народная

И душе угодная!


Слайд 5. «Валенки»

Валенки–самая лучшая зимняя обувь! Теплые, удобные, легкие, по сравнению с намокшими от снега лаптями. К тому же их легко было украсить разными ленточками и узорами. Валенки «валяли» из шерсти на специальной колодке, что делало их прочными и лёгкими. А так как зима в России холодная, то валенки полюбились нашими предками.

Проводится игра «Метание валенка»

Участники делятся попарно. Каждая пара кидает по валенку — кто дальше. Тот, кто кинул дальше продолжает соревнование. Кто ближе — переходит в команду болельщиков. Когда кинули все, половина стала болельщиками, половина снова делится на пары. В результате останется один победитель.

(Дети возвращаются к просмотру презентации, воспитатель продолжает рассказ)

Слайд 6. «Балалайка» (аудиозапись «звучание балалайки»)

 В старину балалайка была самым любимым музыкальным инструментом. Мастерили балалайки чаще всего сами, как кому нравилось. Поэтому балалайки различались по форме и были с разным количеством струн. Название инструмента передает её суть-простой, весёлый инструмент, в самый раз для русского народа. Спустя некоторое время, музыкант Василий Васильевич Андреев сделал образец балалайки: подобрал особо звучащие материалы, вычислил размеры и форму, какой балалайка должна быть, количество струн. Стали открываться школы игры на балалайке, появлялись оркестры, в которых звучала балалайка. Балалаечники творили просто невероятные музыкальные чудеса. Балалайка стала очень известным музыкальным инструментом не только в России, но и за её пределами и считается ярким символом русской культуры.

Слайд 7. «Матрешка» (аудиозапись песни «Русская матрёшечка»)

В этой молодице прячутся сестрицы

Каждая сестрица-для меньшой темница!

Все вы знаете красавицу матрешку! Эта игрушка символ русской культуры, образец декоративно-прикладного творчества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и разнообразием росписи. Первая русская матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и в плате с черным петушком. Внутри самая маленькая матрешка была младенцем, завернутым в пелёнки. Считается, что матрешка это душа России и является посланницей гостеприимства, доброты, дружбы и любви. Наша матрешка любима и популярна во всем мире. Каждый гость нашей страны обязательно увозит себе на память сувенир - русскую матрешку.

Слайд 8. «Русская печь»

Ребята, самое главное в деревенской избе-это печь. Затрещат морозы на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь существует очень давно.  В русской печи готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, не зря говорили, «всё, что есть в печи, - на стол мечи».  Печка отапливала жилье, в ней сушили продукты и одежду, а раньше даже мылись. Не зря в старину говорили «печь нам мать родная» -значит накормит и обогреет, «у печи все красное лето» -значит рядом с печкой всегда тепло значит. Зимой в мороз даже кур под печкой держали.


Хорошо, что в доме печка.

Дым с трубы идет колечком.

Так приятно и светло,

Когда в доме есть тепло.


-Ребята, а в каких русских сказках встречается печь? («По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь»).

Слайд 9. «Выпечка на Руси» (по щелчку появляются картинки с выпечкой)

А какая вкусная и ароматная выпечка была у русского народа! Самая известная –это пироги. Мясные, рыбные, грибные, фруктовые. Пироги считались символом гостеприимства и изобилия. Знаменитым русским яством являются блины, особенно на Масленицу, когда провожали зиму и встречали весну. Самым древним русским хлебом является калач – хлеб из белой муки в виде амбарного замка или гири. Когда ели калач, держали его за ручку, которую потом можно было скормить птичкам, собакам. Каравай, расстегай, ватрушка, кулебяка, кулич–это всё названия русской выпечки.

-Ребята, давайте мы с вами сейчас попробуем вылепить угощения из теста.

Дети проходят и садятся за столы, на столах приготовлено соленое тесто, стеки, подставки, салфетки. Дети лепят различные хлебобулочные изделия, по окончании воспитатель предлагает помощнику воспитателя отнести изделия поварам детского сада для выпечки. 

(Дети возвращаются к просмотру презентации)

Слайд 10. «Самовар».

А пока пекутся пирожки, я расскажу вам про самовар. Это символ русского чаепития, задушевных разговоров, дружелюбной атмосферы! Пузатый, дымящийся и блестящий самовар стал центром праздничного застолья. Причем самовар был в почете и у царя, и у бедняка. Самовар воспевали в русских народных песнях, стихах, о нём сочиняли пословицы. С самоваром проще и быстрее можно было попить чай-не нужно топить печь, чтобы вскипятить воду. С самоваром это занимало несколько минут. Самовар стал частью культурного наследия русских людей!

-А сейчас, ребята, а у меня для вас сюрприз! Закрывайте глазки!

Дети закрывают глаза, воспитатель в это время убирает ширму, за которой стоит накрытый скатертью стол, на нём стоит самовар с чашками.

Воспитатель: -Раз, два, три! Смотри! (Дети открывают глаза). Приглашаю вас отведать чай из самовара!

Раздается стук в дверь.  В группу заходит повар с подносом, на котором готовые пирожки.

Включается слайд 11.

Воспитатель и дети благодарят повара и садятся за стол пить чай. Чаепитие сопровождается музыкальной подборкой песен о России.

Воспитатель: - Ребята, вы сегодня узнали много нового. О каких символах нашей страны вы узнали? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

 

Библиография:

              1. Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. -112 с.

2. С. Тетерин «Наша страна. Символы России». Ростов н/Д.: «Феникс+», 2015.-16 с.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить