Читаешь много - знаешь много

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Романий Елена Валентиновна, учитель-логопед МБДОУ г. Мурманска № 46
 
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти,
Прочти, пожалуйста, прочти.
Не надо умолять сестрицу
"Ну прочитай еще страницу".
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.
(В. Берестов)
        В чем прелесть чтения? Читаешь много - знаешь много.
Не секрет: сейчас книгу затмило телевиденье, компьютер. Конечно, посмотреть сказку в цветном изображении; найти ответ на нужный вопрос в Интернете гораздо проще, чем самому найти его в книге, зайти в читальный зал в библиотеке, полистать энциклопедию. Готовые ответы и решения не дают прочных знаний. Ведь надолго остается в памяти то, что сделал, совершил сам человек. Лучше запоминаешь то, что найдено и прочитано самим тобой.
        Через чтение прививается внутренняя и внешняя культура человека. Он становится эталоном вежливости, воспитанности, образованности. Такой человек и сам не сделает плохого, и другого научит хорошему.
         Существует два вида чтения: техническое – для поиска информации, и  литературное – то, которое позволяет получать удовольствие.
Чтение книги развивает мышление и воображение, даёт возможность сопереживать. Поэтому у многих детей есть своя любимая книжка, которую он или родители перечитывают несколько раз. У тех ребят, которые  много читают, повышается грамотность. Далеко не всем чтение даётся легко. Ведь чтение – сложный психологический процесс. Особенно трудности возникают у детей, кто страдает дислексией. Таким детям необходимо заниматься с логопедом и психоневрологом.
          Для того, чтобы приучить ребёнка к чтению, необходимо родителям читать книги детям с самого раннего детства. Включать в чтение игры с текстами. Для маленьких детей сначала лучше выбирать книги, где больше картинок, чем текста.
         Большинство родителей перестают читать детям, когда они сами научаться делать это самостоятельно. Совместное чтение даёт безграничные возможности и для интеллектуального развития ребёнка, и для общения с ним. Дети любят, когда им читают вслух, т.к. это время, когда внимание взрослого принадлежит ребёнку. Именно поэтому дети так любят, когда им читают вслух. Взрослые должны читать интонационно, эмоционально. Необходимо вовлекать ребёнка в диалог, обсуждать прочитанное. У детей в ходе чтения могут возникать вопросы, на них необходимо обязательно отвечать. Выбирать литературу необходимо ту, которая интересна детям.
Доказано, что хорошо читающий с детства ребенок в течение жизни читает больше, а у читающих дошкольников возникает гораздо меньше проблем при обучении в начальной школе. Не зря сегодня многие родители стремятся научить своих детей читать еще до поступления в школу.
Процесс привития навыков чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Привить детям навыки чтения – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.
Развитие навыков чтения, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.
         Результативное развитие навыков чтения напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.
          Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:
- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);
- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;
- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;
- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;
- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.  
          Нельзя быть счастливым, не умея читать. А ведь, сколько детей, которые при переходе из начальной школы в среднее звено, слабо читают. Это в свою очередь затрудняет обучение и освоение программы. У таких учащихся снижается эмоциональная отзывчивость, формируется своеобразный психологический барьер.
     
    Великая мудрость народа гласит:
 
"Чтение - вот лучшее учение"
"С книгой дружить - век не тужить"
"Хорошая книга - лучший друг".
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить