Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

О.М. Мелаш воспитатель   МБДОУ г. Мурманска №46                                                                                            

«Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвязи  событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Как научить их не только думать, но еще и творить, создавать новое.

Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты. На сегодняшний день метод мыслительных карт является инновационным направлением в дошкольной педагогике.

 «Хотите мыслить творчески и легко запоминать? Рисуйте!» - гласит метод правого полушария, который был разработан группой английских психологов. Наиболее известен из них Тони Бьюзен. Его методика направлена на активизацию запоминания и творчества, а также на правильную организацию мышления.
Ментальные карты – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которых развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируются память и мышление. Метод ментальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка. Создавая ментальную карту, дети отражают смысловые, ассоциативные, причинно-следственные связи между понятиями, частями, составляющими предметную область, которую изучают. Применение ментальных карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Карты ума я  использую в 3-х направлениях.
 В первом направлении решаются такие задачи:
-   создать ментальную карту в ходе обсуждения предмета или темы;
-  при составлении ментальной карты пополнять активный и пассивный словарь дошкольников,
- развивать процессы мышления - анализ, синтез, аналогию, обобщение. (Работа может проводиться как индивидуально, так и фронтально).
Во втором направлении выполняются задачи:
- создать ментальную карту, как результат итоговой работы по изученной теме;
-  развивать у детей умение выделять главную мысль,
-  активизировать словарь, припоминая изученное.
В третьем направлении  решаются такие задачи:
-  учить детей самостоятельно, последовательно излагать свои мысли,
-  развивать умение составлять распространенные предложения.
При создании ментальных карт я придерживаюсь нескольких простых правил. Эти правила существенно повышают эффективность карты памяти.
Правила составления ментальных карт таковы:
-  главная тема помещается в центре;
- вместо фраз записываются только слова, несущие основную мысль;
- слова помещаются на веточках, которые отходят от центра т.е. от главной темы к периферии;
- к основным веткам добавляются иллюстрации, картинки.
Результативность применения ментальных карт достигается:
-наглядностью;
-привлекательностью;
-запоминаемостью;
-творчеством;
-возможностью пересмотра.
            Сейчас я хочу познакомить вас с тем, как мы составляли ментальную карту после экскурсии по экологической тропе детского сада в смешанный лес.  
Начали с основы. Так или иначе, при размышлениях мы отталкиваемся от какой-то ключевой, фундаментальной проблемы, предмета размышления, т.е. центральной темы. Эта тема была чётко определена.  
            На листе бумаги А-4, расположенной горизонтально, в центре приклеили картинку с изображением леса. Это и есть центральный образ, которому посвящена карта. Эта крупная картинка задала направление нашим размышлениям.
            Далее заключили её в замкнутый контур и написали печатными буквами тему «Лес».
От центральной темы нарисовали несколько линий-ветвей, расположили на них ключевые слова, которые связаны с темой. С лесом ассоциируются деревья, звери, птицы и т.д.
            Продолжая цепочки ассоциаций, от главных ветвей нарисовали ветви второго порядка. Использовали разные цвета.
На каждую веточку приклеили ключевую картинку, которая ассоциируется с основной ветвью. Деревья – это сосна, берёза, рябина и т.д., звери – это медведь, лиса, белка … .
На соответствующие веточки поместили полоски с их названиями.  
Продолжили цепочки ассоциаций, расширяя карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми рисунками, пока тема не была исчерпана. У медведя тело покрыто коричневой шерстью, питается рыбой, малиной, зимой спит в берлоге и т.п.   
Так мы визуализировали все имеющиеся у нас представления, связанные с главной темой, и увидели их взаимосвязи по ней.  
Использование метода мыслитель­ных карт позволило сгруппировать полученные детьми знания, легче запомнить  материал. Способствовало развитию познавательного интереса, мышления и воображения   у детей.
Метод мыслительных карт Тони Бьюзена – это естественный способ организации мышления, удобная и эффективная техника визуализации мыслительной деятельности и альтернативной записи, зарисовывания. Мысли, изложенные на бумаге графическим способом, представляют определённую схему действий, упрощают процесс запоминания. Мыслительные карты помогают выявить имеющиеся знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.
 
Литература.
1. Тони и Барри Бьюзен. Супер-мышление. - М.: ООО «Попурри», 2003.
 2. Чиркова Е.Н., Чащухина Т.В., Киселева Т.А. Проектно исследовательская деятельность с использованием метода мыслительных карт Тони Бьюзена «Огород на окне» //Дошкольная педагогика. – 2016. - № 1. - С. 10-11.
 3. Воробьева В.М., Чурикова Л.В., Будунова Л.Г. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках. Методическое пособие / Авторы-сост.: В.М. Воробьева, Л.В. Чурикова, Л.Г. Будунова. - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить