Родители-участники образовательного процесса
- Подробности
- Создано: 03.10.2016 05:46
Т.А. Снегирева учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 30» г. Кировск
Требования к психолого-педагогическим условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
ФГОС ДО
О задачах. Современная концепция содержания непрерывного образования на дошкольной ступени образования предполагает решение следующих задач:
— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
— развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению; компетентности в сфере отношений к миру, людям и к себе;
— формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
— включение дошкольников в разные формы сотрудничества со взрослыми и детьми разного возраста.
О взаимодействии учителя-логопеда с родителями. В настоящее время перед работниками ДОУ стоит задача создать условия для повышения качества дошкольного образования. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые недостатки, привели к необходимости вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.
Об использовании различных моделей обучения и воспитания в своей логопедической работе:
1. Информационно-коммуникационные технологии. Разработала серию дидактических заданий по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников среднего и старшего возраста.
Презентации: Школа «Почемучек», 26 слайдов; Школа «Грамотейка», 90 слайдов). Для закрепления материала в домашних условиях достаточно поделиться им с родителями и объяснить, как работать.
2. «Видеожурнал». Индивидуальные занятия или фрагменты занятия, записанные на видео, позволяют родителям понять речевые и неречевые проблемы ребенка. Важным является доступное пониманию объяснение учителя-логопеда поведения и речи ребенка на занятии.
3. Проведение логопедических обследований родителями: «Мама-логопед». Серия вопросов по пройденному материалу дается в письменном виде. Родители дома беседуют с ребенком, затем я – в логопедическом кабинете. Вместе анализируем ответы, делаем выводы и планируем дальнейшую работу.
4. Логопедические странички в портфолио выпускников: тестовые задания, рисунки, рассказы.
5. Логопедические «Самые нужные игры». (Подписное издание «Логопед» с библиотекой и приложением) для закрепления правильного произношения в домашних условиях; для формирования лексико-грамматического строя речи. Например: Учебно-игровые комплекты: «Занимательная азбука», «Слова-действия», «Найди ударный слог», «Сложные слова», «Грибы и цветы», «Деравья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Предлоги», «Слоги», «Действия», «Мягкие согласные звуки» и др.
6. Еженедельные мини-методических рекомендации для родителей по закреплению речевого материала по лексическим темам, по грамоте в рабочих тетрадях детей.
7. «Встреча с будущим в стенах детского сада». Открытые занятия по грамоте для родителей, завуча школы, будущего учителя 1 класса, психолога школы.
8. Педагогическая газета «Карусель» обеспечивает единство общественного и семейного воспитания и обучения, подчеркивает ценность семьи, как уникального института воспитания и развития детей, способствует повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Выходит 2 раза в год. Наличие «детского» материала 90% (ответы на вопросы анкеты, высказывания-суждения, продукция детского словесного творчества). Родители и сотрудники ДОУ имеют право на получение каждого выпуска газеты в электронном виде на сайте ДОУ: http://dou30.edu-kirovsk.ru. Например: №9, декабрь 2014 г., 11 страниц. Тема: «Развитие связной речи и речевого общения».
9. В нашем ДОУ стало традицией к Международному дню родного языка (21 февраля) проводить муниципальный речевой фестиваль между сельскими дошкольными образовательными учреждениями «Слово сказал, так на нем хоть терем клади».
Целями Фестиваля являются: повышение социального статуса сельских дошкольных образовательных учреждений; поддержка и развитие педагогического опыта и инициатив в области дошкольного образования детей; организация сотрудничества и творческого взаимодействия педагогов, специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста и родителей. В процессе подготовки и проведения Фестиваля решаются задачи: содействие развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка в различных видах деятельности, развитие изобразительного и речевого творчество дошкольников, воспитание интереса к художественной литературе и чтению, привитие чуткости к поэтическому слову, любви к родному языку, развитие творческого взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, выявление одаренных детей, формирование системы устойчивых связей в социуме.
Третий Фестиваль 2015г., был посвящен 70-летию ВОВ: «Пусть навек исчезнут войны». Финансовые расходы Фестиваля обеспечиваются за счет спонсорских средств.
Программы фестивалей разнообразны: викторины по произведениям для детей;
детско-родительские проекты «Рисуем вместе», выставки рисунков с комментариями авторов; экскурсии в библиотеку; фотосессии; видеосюжеты: «Малыши читают стихотворения»; «Учащиеся школы читают стихотворения», конкурсы чтецов по заявке участника с награждением победителей грамотами и подарками от шефов.
О нашем Фестивале в газете «Хибинский вестник» была заметка с фотографией победителя.
10. Регулярно на сайт ДО отправляется информация о проведенных мероприятиях: новости, фото.
В итоге.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Работа с родителями для учителя-логопеда — один из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Активное участие семьи в коррекционном процессе во многом помогает учителю-логопеду, приближает успехи и достижения детей.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Н. В. Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2009 .
3. Н. В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. / Н. В. Нищева. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2003
(скачать)