Нейроигры и развивающие пособия в работе учителя дефектолога в ДОУ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Артемьева В.М. учитель-дефектолог МБДОУ г. Мурманска №41  (скачать  pdf pptx  статья)

Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики, дефектологии и психологии. Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с ОВЗ отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы.

Нейропсихологические упражнения − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений.

Технология нейропсихологической коррекции связана с мозговой организацией психических процессов. Значительная часть упражнений посвящена развитию взаимодействия полушарий. Подбирая специализированные упражнения можно воздействовать на восстановление поврежденных функций.

 

Нейропсихологические упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях:

·       недоразвитость речи;

·       ЗПР (задержка психического и психоречевого развития);

·       СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность);

·       аутизм;

·       ОВЗ (ограниченные возможности развития);

·       минимальные функции мозга;

·       недоразвитость тела мозга;

·       умственные и эмоциональные нарушения.

Нейропсихологические упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях:

·       эпилепсия;

·       генетические симптомы;

·       психические расстройства.

С особой осторожностью упражнения следует выполнять детям с дисплазией соединительной ткани, с сердечной недостаточностью и бронхиальной астмой.

Принципы занятий с использованием нейроигр:

1.     Коррекционный — преодоление неуспеваемости, устранение дефектов за счёт корректировки и развития тех или иных психических функций.

2.     Эмоционально-реабилитационный — восстановление уверенности ребёнка в своих возможностях, повышение учебной мотивации, создание ситуации успеха.

3.     Стимулирующий — побуждение к разнообразным видам деятельности.

Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:

Не стоит сразу ожидать результатов. Начинать тренировки следует с концентрации внимания на одной из функций. Нужно быть терпеливым, ведь у ребенка не сразу может получаться, он будет отвлекаться. Не стоит одергивать малыша, ему после того сложнее концентрироваться. Только терпение и усилия приведут к положительному результату.

Нельзя переутомлять и перевозбуждать ребенка. Нужно периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон, спокойную обстановку.

Установить внешние рамки. Ребенку нужно точно объяснить, что можно, а что нельзя. Стоит учитывать, что ребенок долго ждать не может, поэтому поощрения и наказания должны проявляться вовремя. Это может быть доброе слово, небольшой сувенир, но все должно быть предоставлено вовремя.

Начинать занятия лучше индивидуально. Когда ребенок немного привыкнет, можно вводить его в групповые игры. Если сразу начать заниматься в группе, ребенку сложно сосредоточиться, он смотрит на других детей и копирует их ошибки.

Во время работы лучше использовать сразу несколько игр: для развития внимания, для снятия напряжения, для регуляции воли, для закрепления результатов.

Самое главное в такой практике — чтобы ребенку было приятно играть, у него был позитивный настрой. Ни в коем случае не заставляйте его играть и не ругайте, если что-то не получается. Игра – это хорошая возможность для ребенка провести время с вами, получить внимание, одобрение и поддержку.

 Список используемой литературы

1.     Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. –М.: Айрис, 2007. -112с.

2.     Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. –М.: Генезис, 2008. -319с.

3.     Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. –М.: Генезис, 2010. –474с.

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить